Курсовая работа
«Субъективное ощущение благополучия как фактор выбора стратегии поведения у подростков »
- 58 страниц
Введение….3
Глава I. Теоретическое обоснование выбора стратегий поведения и субъективного ощущения благополучия у подростков…7.
1.1. Мотивированная основа выбор стратегий поведения….7
1.2. Теоретическое обоснование феномена субъективного психологического благополучия …15
1.3.Причины и специфика проявления агрессивности у детей
подросткового возраста …21
1.4. Профилактика и коррекция агрессивного поведения…30.
Глава II. Психологическое исследование влияния чувства благополучия на выбор стратегии поведения …37
2.1 Цель, задачи, выборка и методы исследования…37
2.2. Ход исследования….…42.
Заключение…51.
Библиография….54
Потребность научного изучения проблемы психологического благополучия, в значительной мере связана с ростом числа стрессовых ситуаций, усложнением условий жизни современного подростка, выбором жизненных ориентиров, трудностями социализации вследствие радикальных изменений структуры социальных норм и общественных ценностей. Благополучие не может быть оценено из позиции внешнего наблюдателя, поскольку напрямую зависит от системы внутренних координат самого носителя данного переживания. Психологическое благополучие как критерий выбора эффективной стратегии поведения в современной психологии явственно выступает в теоретических и эмпирических исследованиях со второй половины ХХ в. как в зарубежной, так и отечественной науке. Понятие «психологическое благополучие» делает акцент на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного функционирования личности. Сохранить в нестабильное время способность совладать с собственной тревожностью помогает ощущение внутреннего состояния – ощущение благополучия и счастья.
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.
Проведение новых эмпирических исследований, поиск возможных путей интеграции разных подходов будут способствовать построению комплексной, системной модели психологического благополучия, повышению компетентности современного человека большей гибкости в совладении с повседневными проблемами, а также построению индивидуальных стратегий благополучной, счастливой жизни - в этом и заключается актуальность выбранной темы.
Теоретико-методологической основой исследования выступают ведущие методологические принципы психологии детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности системности (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева), частные методологические принципы понимания благополучия (Н.Брэдбурна, Э.Диси, Э.Динера, Р.Райана, К.Рифф, Т.Д.Шевеленковой, П.П.Фесенко), о влиянии социума (Н.Бандура., Д.И.Фельдштейна, А.Басс, А.Дарк, Л.И.Божович и др.), особенности асоциального развития в подростковом возрасте (А.Адлер, З.В.Баерунас, Л.М.Семенюк, Д.И.Фельдштейн, Э.Фромм)
Цель: выявление особенностей выбора поведенческих стратегий в зависимости от субъективного ощущения благополучия подростков из полных семей и детского дома.
Гипотеза: ощущение субъективного благополучия влияет на выбор агрессивных стратегий поведения.
Исходя из цели, необходимо выполнить ряд задач:
1. анализ литературных источников по выбранной тематике;
2. выявление динамики связи между субъективным психологическим благополучием и предпочитаемой стратегии поведения;
3. исследование критериев психологического благополучия, способствующих эффективному поведению;
4. интерпретация и анализ результатов;
5.разработка прогностической модели эффективной коррекционной работы с подростками в сложных жизненных ситуациях (детского дома);
Объект исследования: стратегии поведения подростков из полных семей и детского дома.
Предмет исследования: влияние субъективного ощущения благополучия на выбор стратегии поведения подростков из полных семей и детского дома.
База исследования дети 40 человек (в т.ч. 17 девочек и 23 мальчиков) проживающих в деревне Асеньевское. Из них 20 детей постоянно проживают в детском доме и 20 человек живут в полных семьях.
Практическая значимость результатов исследования востребована педагогами, родителями, школьными психологами, учителями. Результаты исследования позволяют объяснить стратегию выбора определенного поведения подростков из полных семей и детского дома, исходя из критериев субъективного ощущения психологического благополучия. Найденные в исследовании тенденции смогут построить эффективную психокоррекционную работу с учетом особенностей условий жизни, как полной семьи, так и детского дома.
Адекватно выбранная стратегия поведения обеспечивает возможность человеку адаптироваться в социальных отношениях. Особое внимание родителей и педагогов направлено на раскрытие у детей способности находить свое место в системе социальных контактов опираясь на собственную целостность и уникальность. Подростковый возраст отличается большой несбалансированностью внутриличностных процессов, критичному отношению к авторитетам, фактической их смене. Но еще более сложно приходится детям оставшимся без попечения родителей, они кто потерял, кто не имел никогда, должны создать собственную систему критериев и ценностей оценки своих и чужих поступков. Задача педагогов и воспитателей помочь детям выработать свою осознанную систему критерий благополучия. Результаты нашего исследования помогут педагогам и воспитателям в выборе эффективности психокоррекционной программы, основываясь на сделанные выводы.
1. Анализ теорий выявил наличие следующих направлений изучения поведения - достижение успеха и избежание неудач. Но выбор поведения обусловлен ситуацией в которой человек живет и развивается. Способность человека оценивать свои и чужие поступки соразмерно с осознанной системой критериев делает его жизнь более полноценной и интересной.
Любое поведение имеет смыслообразующую функцию, формирующуюся в детстве, которая содержит дополнительный или соревновательный характер. Он же зависит от личностных черт и индивидуального стиля жизни, связанных с самооценкой и ощущением психологического благополучия. Психологическое благополучие представляет собой баланс позитивного и негативного, с целью сохранения собственной целостности и автономности с учетом личностных и социальных факторов. Созданная система диктует ситуативное поведение, в конечном счете, становящееся устойчивыми стратегиями в жизни.
2. Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков. Любое поведение имеет смыслообразующую функцию, формирующуюся в детстве, которая содержит дополняющий или соревновательный характер.
3. Юноши домашние более позитивно относятся к окружающим, чем сверстники, живущие в детском доме. Юноши детского дома стремятся стать более независимыми и самостоятельными, они готовы отстаивать свою самостоятельность и не собираются изменять себя и свои убеждения, по-видимому, это дает им больше уверенности и снижает тревожность. Девушки детского дома склонны к принятию в себе любых качеств, это дает им большую уверенность в социальных взаимодействиях, постоянно живя в коллективе, они быстрее находят способы взаимодействий и уже в этом возрасте осознанно делают поступки, умеют добиваться своего. Юноши детского дома более обидчивы, чем сверстники «домашние», а домашние девушки более обидчивы, чем их сверстницы. Детдомовские дети все же добрее. Видимо, пройдя жизненные трудности, негативный и травмирующий опыт, переживания они, лишенные постоянного тепла и ласки научились сопереживать и сочувствовать.
1. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. Психол. Труды. М., 1995
3. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психол. 1997. № 5. С.3-20.
4. Беличева С.А., Основы превентивной психологии, М. 1993, С.21
5. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2000.
6. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: МПА, 1994. 105 с.
7. Болбучану А.В. Содержание коммуникативной потребности подростка в различных условиях общения со взрослыми // Вопросы психологии. №4. 2006. С 63-69.
8. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. Автореф. дис. канд. психол. наук. Томск Иркутск, 2002. 24 с.
9. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям, //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва Архангельск, 1993, с.141
10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701с.
11. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения, СПб.: Питер, 1997. С.16
12. Крайг Г.Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
13. Кулагина И.Ю., Колоцкий В.Н. Возрастная психология.- М.: ТЦ Сфера, 2005.464 с.
14. Куликов Л.В. Психологическое исследование: Метод. рекоменд. по проведению. СПб.: Наука, 1994. 119 с.
15. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С.137-142.
16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А.Г. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384с.
17. Лановенко И.П. Борьба с групповыми правонарушениями, Киев, 1981, С. 29.
18. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков, М. 1988, С.10-24
19. Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. Т. 3. 1982. № 4. С. 26-36.
20. Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологич. труды. М.; Воронеж, 1999. С. 445-452.
21. Hapтoвa-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20-31.
22. Первин Л, Джон О. Психология личности. М.: Аспект Пресс; 2001. 528 с.
23. Петровская Л.А Гуманистический контекст психологической помощи //Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой. А.И. Донцова. М: Аспект Пресс, 2002.
Тема: | «Субъективное ощущение благополучия как фактор выбора стратегии поведения у подростков » | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь психологического климата семьи с переживанием одиночества и проявлением агрессивности в поведении у подростков
Дипломная работа:
Индивидуально-психологические особенности как фактор выбора профессии
Дипломная работа:
Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка
Дипломная работа:
Представление учащихся о счастье как факторе их личностного самоопределения
Дипломная работа:
Особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением