Дипломная работа
«Организация и проведение специальных операций по пресечению массовых беспорядков»
- 54 страниц
Введение…. 3
1. Теоретические аспекты организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков…6
1.1. Понятие и сущность специальной операции…. 6
1.2 Характерные особенности специальной операции…. 16
2 Тактические аспекты организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков…23
2.1 Классификация толпы как неотъемлемая часть специальной операции по пресечению массовых беспорядков…23
2.2 Организация и тактика проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков…28
3 Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков…38
Заключение…44
Список использованных источников…48
Помимо повседневной деятельности по укреплению правопорядка и борьбы с преступностью на органы внутренних дел и Росгвардию возложены задачи по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств как мирного, так и военного времени.
Одним из основных видов деятельности органов внутренних дел в этих условиях будет являться проведение специальных операций.
Организация и проведение таких операций при чрезвычайных обстоятельствах требуют от сотрудников органов внутренних дел и Росгвардии твердого знания основ специальной операции, тактических способов и приемов боевых действий, высокой боевой готовности, умения управлять подразделениями, нарядами и группами при их проведении.
Актуальность темы дипломной работы. В ходе массовых публичных мероприятий всё чаще проявляются групповые нарушения общественного порядка. Под прикрытием массовых нарушений общественного порядка осуществляется посягательство на жизнь и здоровье граждан, случайно оказавшихся в непосредственной близости от места проведения массовой акции, на собственность физических и юридических лиц и т. д.
Сложившаяся ситуация в современном мире ставит перед правоохранительными органами развитых стран сложную задачу по обеспечению общественной безопасности.
Органы внутренних дел, являясь основными субъектами обеспечения общественного порядка и безопасности, как правило, выступают не только исполнителями, но и инициаторами ряда организационных мероприятий, основное содержание которых состоит в первую очередь в создании наиболее благоприятных условий для их проведения. Однако положительных результатов здесь можно достигнуть лишь путем проведения своевременного и профессионального грамотного комплекса организационных мероприятий, прежде всего предупредительно-профилактического характера, совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений.
В связи с этим возникает необходимость научного осмысления и исследования организационных, правовых и тактических основ охраны общественного порядка и безопасности (ООП и ОБ) при проведении массовых мероприятий, в том числе спортивно-массовых мероприятий, а также в случае противоправного поведения отдельных граждан в местах массовых акций.
Предметом дипломной работы стали конституционные, уголовно-процессуальные и ведомственные нормы, а также нормы иных федеральных законов, представляющие собой организационные и правовые основы деятельности органов внутренних дел в различных условиях обстановки, отражающие их правовое положение.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления правоохранительными органами деятельности по пресечению и предупреждению массовых беспорядков.
Целью дипломной работы является - проведение анализа и разработка рекомендаций, для совершенствования организационных и правовых основ организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
В работе поставлены следующие задачи:
1 Определить понятие специальной операции
2 Выделить характерные черты специальной операции
3 Рассмотреть классификацию толпы как неотъемлемую часть специальной операции по пресечению массовых беспорядков
4 Изучить организацию и тактику проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков
5 Исследовать обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
Нормативно-правовой базой дипломной работы являются: Конституция РФ, Международные акты о правах человека, законодательство, регулирующее организацию и порядок прохождения службы в органах внутренних дел РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, федеральные законы и иные законы РФ.
В целях более глубокого изучения отдельных вопросов темы использовались материалы не только действующего законодательства Российской Федерации, но и ранее существовавшие, утратившие на сегодняшний день свою юридическую силу, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, ведомственные нормативные акты
На основе всестороннего анализа современного законодательства, применения статистических данных, использования специальной литературы, мнений по схожим вопросам, разработаны и предложены конкретные рекомендации по усовершенствованию нормативно-правовых актов, направленные на обеспечение более эффективной организации и деятельности ОВД. Содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы в правотворческой и практической деятельности, в дальнейших теоретических разработках, связанных с организационными и правовыми основами деятельности дисциплины «Тактико-специальная подготовка», а также в правоприменительной практике органов внутренних дел России.
Структура дипломной работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из нее задачами. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
1.1. Понятие и сущность специальной операции
Одной из разновидностей операций, проводимых органами внутренних дел, являются специальные операции, осуществление которых связано с наиболее сложными событиями особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства органов внутренних дел, но также силы и средства Федеральной службы войск национальной гвардии, созданной 05.04.2016 года. Как правило, при этом используются все находящиеся на вооружении Отдела Внутренних Дел и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардии) - средства воздействий на преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника, специальные средства и т.п. [12, с. 238].
Организация и проведение специальной операции силами личного состава органов внутренних дел выступает в качестве наиболее сложной формы выполнения боевых задач. Задействованные в хоте таких операций на различных направлениях силы и средства решают разные по объему и характеру задачи. Однако цель у них одна – восстановление общественной безопасности. Подобного рода операции требуют от всего личного состава гигантских физических и моральных затрат, четко налаженной связи и взаимодействия [23, с. 221].
В своей практической деятельности ОВД и Росгвардия кроме решения повседневных задач призваны выполнять боевые задачи, возникающие при чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях. Такими задачами являются:
1 отражение нападения на охраняемые объекты;
2 розыск и задержание особо опасных государственных, вооруженных преступников, осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, при конвоировании, вооруженных дезертиров;
3 пресечение и ликвидация групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в исправительных учреждениях и населенных пункта;
4 задержание (ликвидация) преступных групп, захвативших самолет и другие важные объекты;
5 ликвидация незаконных вооруженных формирований (бандитских формирований), изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества;
6 обеспечение режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий;
7 охрана общественного порядка при ликвидации стихийных бедствий и крупных производственных аварий;
8 борьба с диверсионно-разведывательными формированиями противника [12, с.82].
Решение этих задач осуществляется, главным образом, проведением специальных операций.
Специальные операции это один из наиболее сложных видов деятельности органов МВД России и Росгвардии. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств органов внутренних дел, Росгвардии, а, в некоторых случаях, федеральной службы безопасности, армии, министерства по чрезвычайным ситуациям и других ведомств. Конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других мероприятий и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью. Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, на труднодоступной местности и продолжаться в течении нескольких суток, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно.
Проведение специальных операций является одним из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования органов внутренних дел и Росгвардия на чрезвычайные обстоятельства и раскрытие наиболее тяжких преступлений по «горячим следам» [21, с.24].
Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность Отдела Внутренних Дел, Внутренних Войск МВД
Никто не вправе отдавать личному составу участвующему в специальной операции, приказы, распоряжения и указания, противоречащие законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из вышесказанного можно сказать, что:
Специальные операции - это совокупность согласованных и взаимных по цели, времени и месту политических, оперативных, режимных, следственных мероприятий, боевых (войсковых) действий проводимых по единому замыслу с целью обнаружения, задержания или ликвидации диверсионно-разведывательных формирований, воздушного десанта, агентуры противника, вооруженных преступников, ликвидации групповых нарушений общественного порядка, снижение потерь, разрушений при стихийных бедствиях и т.д.
Основанием для проведения специальной операции (ввода в действие плана специальной операции) являются:
1 получение приказа (указания, распоряжения) руководителя (дежурного) вышестоящего органа внутренних дел или учреждения УИС;
2 получение достоверной информации о чрезвычайном происшествии криминального характера или возможном его продолжении (появлении преступников и т.п.) на обслуживаемой территории [18, с.101].
С учетом сложности действий в специальной операции и наличия условий для выработки и доведения решения до исполнителей (прежде всего полноты информации о ЧО и имеющихся в непосредственном распоряжении силах и средствах, а также времени), лицо, принимающее решение на проведение специальной операции, может формулировать его и проводить в жизнь частями (поэтапно). При этом необходимо следовать рекомендации, что тщательно выверенное, но запоздавшее решение, как правило, приводит к общему провалу специальной операции, а своевременное, но несколько неточное решение чаще можно исправить корректировкой последующих действий [23, с.38].
Специальная операция должна начинаться в точно установленное время «Ч+», в которое подвижные элементы группировки сил приступают к выполнению поставленных им задач.
Сущность и содержание мероприятий и боевых действий, проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.
Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью своевременного обнаружения противника, раскрытия его замыслов, установления состава, вооружения, возможной тактики действий, выявления характера мест укрытия, проведения дезинформационных и других мероприятий. Осуществляются эти мероприятия путем проведения оперативных установок, наблюдения, использования спецаппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций.
К режимным мероприятиям относятся: изоляция района операции и эвакуация из него посторонних граждан, ограничение действий противника, воспрещение его доступа к особо важным объектам и районам, а также создание благоприятных условий для проведения операции.
В ходе проделанной работы необходимо сделать следующий вывод, что характеристика специальных операций, порядок организации и управления операцией убедительно показывают, что специальная операция представляет собой наиболее сложный вид деятельности органов внутренних дел.
Успех в ее проведении будет, достигнут в том случае, если в ее основу положено знание и глубокое понимание оперативной обстановки, предвидение возможности ее изменения, а также знание основ ведения специальной операции. Все это накладывает на курсантов и слушателей обязанности по овладению твердыми знаниями, умениями, навыками действий в специальных операциях.
К правовым актам, регулирующим деятельность правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности, относятся: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О полиции», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О безопасности», «Об оружии», «Об обороне» и т.д.
Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» регулирует определенные стороны деятельности полиции, координирует действия по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке. Общие положения закона распространяются на деятельность ОВД в любых условиях обстановки, в том числе и чрезвычайной. Обозначенная правовая основа закона о применении физической силы, специальных средств и оружия относится и к субъектам их применения вне зависимости от обстановки.
В соответствии с названными нормативно-правовыми актами, сотрудники полиции при обеспечении общественного порядка наделены государственно-властными полномочиями по применению довольно широкого круга мер административного принуждения.
В этой связи можно выделить ряд основных выводов, сделанных в ходе работы.
Специальная операция - это комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических и силовых мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в одном или нескольких местах, в целях недопущения (пресечения) со стороны бесчинствующей толпы актов насилия, организации погромов, поджогов, оказания вооруженного сопротивления представителям власти в нормализации обстановки и привлечении виновных к ответственности.
Всё изложенное позволяет сделать вывод, что одним из главных субъектов охраны общественного порядка и безопасности являются органы внутренних дел. Меры, принимаемые в целях обеспечения внутренней безопасности в различных условиях, в том числе при проведении массовых мероприятий, способствуют развитию общественных отношений, складывающихся в этой сфере, созданию наиболее благоприятных условий управления, обеспечению гарантий для осуществления субъективных прав и свобод граждан, а также выполнению ими своих обязанностей, борьбе с правонарушителями.
Организация деятельности органов и подразделений МВД РФ по предупреждению и пресечению беспорядков представляет собой целостный, сложный, проводимый под контролем органов власти и управления комплекс различных взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых органами и подразделениями МВД РФ и другими взаимодействующими силами, и направленных на достижения поставленных целей по обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности, стабилизации обстановки в обществе, государстве и в отдельных регионах РФ.
Под внутренними волнениями понимается состояние недовольства большей части населения внутри определенного государства в целом или в регионах, которая своим открытым поведением (публичные высказывания, митинги, шествия, демонстрации, пикеты) показывает правительству страны неудовлетворенность социальными условиями, приводящими к дестабилизации в обществе. Внутренние волнения могут происходить:
а) в рамках закона;
б) вне рамок закона, что характеризуется большим количеством правонарушений (несанкционированные митинги, шествия, демонстрации и т.д.), актами вандализма.
Под организацией деятельности органов и подразделений МВД РФ по предупреждению и пресечению внутренних волнений и беспорядков следует понимать целенаправленную работу управления субъектов органов и подразделений МВД РФ, содержанием которой является реализация управленческих функций, осуществление процедур по подготовке, принятию и обеспечению исполнения управленческих решений по предупреждению и пресечению внутренних волнений и беспорядков органами и подразделениями МВД РФ.
Организация деятельности органов и подразделений МВД РФ по предупреждению и пресечению внутренних волнений представляет собой совокупность управленческих решений, направленных на достижение поставленной цели по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности путем проведения профилактических мероприятий силами и средствами органов и подразделений МВД РФ.
Эта организация включает в себя:
- разъяснение населению положений законодательных актов, регулирующих порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в РФ, а также ответственность за их нарушение. Одновременно органы и подразделения МВД РФ через СМИ регулярно информируют граждан о состоянии общественного порядка на обслуживаемой территории, в населенном пункте;
- своевременный сбор максимально полной информации о предстоящем массовом мероприятии;
- рациональная расстановка и комплексное использование имеющихся сил и средств, умелое маневрирование ими с учетом конкретных местных условий и характера складывающейся оперативной обстановки;
- незамедлительное и решительное реагирование на возникающие конфликтные ситуации, в процессе которых личный состав обязан совершать профессионально грамотные действия, проявлять выдержку, дисциплинированность и организованность, строжайше соблюдать законность, демонстрировать высокую правовую культуру;
- осуществление постоянного взаимодействия с другими органами и подразделениями МВД, государственными органами, администрацией предприятий, учреждений и организаций, трудовыми коллективами и иными общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка.
Итак, цель работы достигнута. Все задачи выполнены.
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ] // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс»: - ISBN 978-5-392-26365-3. - . - URL: https://docs.c**td.ru/document/9004937 (дата обращения: 30.12.2022) - Текст: электронный.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года] // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 26 (ч. I). - Ст. 2954. ISBN 978-5-17-145104-2 – URL: http://www.con**ltant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения: 05.01.2023). – Текст: электронный.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) [Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года] // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921. ISBN 978-5-370-05007-7 – URL: http://www.cons**tant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (Дата обращения: 05.01.2023). – Текст: электронный.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) [Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года] // Российская газета. - № 256. - 31.12.2022. ISBN 978-5-392-35975-2 – URL: http://www.con**ltant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Дата обращения: 05.01.2023). – Текст: электронный.
5. Российская Федерация. Законы. О войсках национальной гвардии РФ: Федеральный закон от 3.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года. Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года] // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 27 (часть I). - Ст. 4159. ISBN 978-5-04-169785-3 – URL: http://www.cons**tant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/ (Дата обращения: 05.01.2023). – Текст: электронный.
+ еще 30 источников
Тема: | «Организация и проведение специальных операций по пресечению массовых беспорядков» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 54 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Административно-правовое регулирование организации и проведения публичных мероприятий
Контрольная работа:
Организация и проведение творческих конкурсов и презентаций
Дипломная работа:
Проект организации и проведения спортивного соревнования (на примере чемпионата мира по футболу 2018 года)
Контрольная работа:
Деятельность органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах