Курсовая работа
«Возникновение и развитие института президентства»
- 36 страниц
Введение….3
Глава 1 Форма правления и исторические аспекты формирования института президентской власти в России….5
Глава 2 Институт президентства в современной России и его юридические аспекты….13
2.1 Порядок выборов Президента Российской Федерации и вступления его в должность….13
2.2 Правовой статус Президента Российской Федерации….15
Глава 3 Реформирование института президентства….21
Заключение ….28
Глоссарий ….30
Список использованных источников….33
Список сокращений….36
Современный этап развития конституционализма в России обусловлен существенными изменениями в механизме конституционно-правового регулирования. Общественных отношений и их качественного обновления. Перспективы модернизации социально – экономической, политической и правовой систем российского права в настоящее время определена не только объективными закономерностями инновационного развития государства в условиях глобализации и современной интеграции, но и процессами сближения правовых систем современности .
Наиболее актуальным направлением научных исследований института формы правления в Российской Федерации выступает правовой анализ норм конституционного права, регламентирующего деятельности Президента Российской Федерации и эффективность президентства как формы государственного руководства нашего государства.
Важность подобных исследований, на мой взгляд, определяется: во-первых, полномочиями и ответственностью Президента России как высшего должностного лица (в соответствии со ст. 80 Конституции РФ о функциях главы государства по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, по определению основных направлений внутренней и внешней политики страны). Во-вторых, особой значимостью для любой страны и любого государства (в частности, для российского) института президентства.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что рассматриваемые в нем проблемы напрямую связаны с функционированием современного российского государства. Глубокие преобразования политической системы, создание и развитие в Российской Федерации правового государства и гражданского общества объективно напрямую связаны с совершенствованием российской формы государственного правления, развитием института президентства в современной России. Кроме того, актуальность заявленной мною темы подтверждается тем, что анализ конституционных полномочий Президента РФ позволяет ставить вопрос о своеобразии формы государственного правления в России.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования возникновения и развития института президентства в Российской Федерации. Предметом работы являются нормы конституционного права России, регламентирующие институт президентства.
Целью написания работы является проведение на основе анализа теоретических положений и законодательства РФ комплексного исследования проблемы становления, функционирования и перспектив развития формы государственного правления и института президентской власти. Достижение указанной цели определяется постановкой следующих задач:
1. характеристика истории становления института президентства в России;
2. характеристика современной формы правления в России и места в ней Президента;
3. характеристика основ правового статуса Президента Российской Федерации;
4. выявление проблем правового регулирования статуса Президента России и выработка практических рекомендаций с целью оптимизации функционирования института президентства в России.
В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). На конституционном уровне не закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы, альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной. Имеет место она и в практике избирательных кампаний.
Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень.
Конституция РФ исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, «как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что тоже имеет место в конституциях ряда стран».
В результате проведенного мною научного исследования можно сделать следующие выводы.
Институт президентства в России имеет сравнительно молодую историю. Учреждение поста президента в нашей стране, как отмечается в научной литературе, определялось рядом объективных и субъективных факторов: задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности, оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка.
В настоящее время Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их анализ позволяет сделать вывод, что в настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую республиканскую форму правления.
При определении сущности власти Президента следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, Конституция РФ 1993 г. не относит Президента ни к одной из традиционных ветвей власти. Вместе с тем ряд элементов этих властей присутствует в его деятельности. В законодательной сфере это находит свое выражение в праве вето на законы; в подписании законов, принятых парламентом, без чего они не могут быть опубликованы и, следовательно, не подлежат исполнению; вправе принимать указы, которые регулируют общественные отношения, для которых нужен закон, в том случае, когда такой закон еще не принят (в случае принятия соответствующего закона указ отменяется). Президент РФ принимает активнейшее участие в осуществлении исполнительной власти. Таким образом, власть Президента как главы государства в определенной степени сочетает в себе черты всех трех традиционных ветвей власти.
Во-вторых, анализ текста Конституции дает возможность говорить об особой ветви президентской власти. Это, в частности, вытекает из смысла и содержания ст. 11, которая говорит об обособленной государственной власти Президента. Ее специфические черты или непосредственно отражены в самом тексте Конституции, или вытекают из смысла содержания ряда ее статей. В связи с этим в научной литературе выделяются прежде всего положения ч. 2 ст. 80 Конституции РФ. В ней содержится положение о том, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
В настоящее время отмечается процесс усиления президентской власти в России, например, увеличение сроков его полномочий, уменьшение роли в органах законодательной власти политических партий, оппозиционно настроенных к действующей государственной власти и т.д. По этой причине нецелесообразно и далее усиливать власть Президента сверх пределов, обусловленных Основным законом. В противном случае мы получим новый вид тоталитарного режима, несовместимый с идеалами демократии, социального и правового государства.
В качестве итогового вывода можно отметить следующее. Вопросы научного исследования института президентства в России являются одними из важнейших, краеугольных в государственно-правовой жизни российского общества и государства. От их решения во многом зависит реальное и эффективное функционирование социально-экономической, политической систем, всего механизма государственной власти в целом.
1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2009. - № 234
2 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями.) //СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
3 Авакьян С.А. Конституционное право России - М.: Юристъ, 2011.
4 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник - М.: НОРМА, 2012.
5 Баранов М.Л. Конституционно-правовые основы деятельности Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти // Новый юридический журнал. - 2012. - № 4.
6 Дидикин А.Б. Наука конституционного права в России: история и теоретико-методические аспекты // Гуманитарные науки Сибири . – 2002. - № 1.
7 Домрин А.Н. Конституционная процедура импичмента в США // Журнал российского права.- 2004. - № 7.
8 Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2010.
9 Крылова Е.Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. - 2007. - № 11.
10 Куриленко А.В. Некоторые вопросы обеспечения Президентом России гарантированности Конституции РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 1.
11 Мазаев В.Д., Минх Г.В. Законодательная инициатива как инструмент реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 1.
12 Мамут Л.С. Современная российская государственность и культура демократии // Государство и право. - 2009. - № 1.
13 Матейкович М.С. Конституционные основы взаимоотношений органов публичной власти. – 2007. – № 3
14 Мухачев И.В., Алексеев И.А., Белявский Д.С. Рецензия на: Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России (Диалектика конституционно-правовых основ с начала ХХ по начало ХХI в.). Монография. - 2007. - № 9
15 Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. – 2000. - № 9
16 Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. – 2001. - № 2.
17 Петровский Д.Н. К вопросу об устройстве вспомогательных органов общей компетенции при главе государства//Конституционное и муниципальное право- 2005. - № 6.
18 Правовой статус Президента Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2012.
19 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М.: Юрайт, 2011.
20 Федоров В.П. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства // Государство и право. - 2008. - № 14.
Тема: | «Возникновение и развитие института президентства» | |
Раздел: | Конституционное право РФ | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Возникновение и развитие института президентства
Дипломная работа:
История возникновения и развития, трансформация отдельных видов документов (на примере указа)
Курсовая работа:
Институт Президентства в Российской Федерации
Курсовая работа:
Институт Президентства в Российской Федерации