Контрольная работа
«Педагогика Марии Монтессори»
- 19 страниц
Введение 3
Глава 1. История педагогики Марии Монтессори 4
Глава 2. Специфика воспитания детей по системе Марии Монтессори 7
Глава 3. Уроки по системе Марии Монтессори 11
Заключение 13
Литература 14
Приложения 15
История педагогики хранит сотни имён, но школы, которые продолжают существовать после смерти создателей, можно пересчитать по пальцам. Система Монтессори относится к их числу. Почему она до сих пор популярна в мире? Многие прозрения Монтессори нашли научное подтверждение, однако самое главное — Мария смогла воплотить собственные идеи в повседневной педагогической практике.
Изначально она разрабатывала свою систему воспитания для работы с аномальными детьми, «идиотами», как их тогда называли. Именно эти дети побудили ее всмотреться в личность ребенка, понять и признать его жизненную силу. После успешной апробации стало ясно, что система воспитания Марии Монтессори лучше традиционной. И Монтессори приступила к занятиям с обычными детьми.
Создавая свою педагогическую систему, Мария Монтессори исходила из физиологических и психологических особенностей развития ребёнка. Она дружила со знатоком детской психологии Жаном Пиаже (некоторое время он возглавлял Монтессори-общество в Женеве), переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда — детским психологом Анной Фрейд. Благодаря общению с этими учёными Монтессори уточняла выводы, сделанные из личных наблюдений за детьми.
Педагогическая практика позволила Марии осознать, что детям важно быть независимыми и самостоятельными, поскольку только такая форма существования даёт им возможность активно исследовать мир, быстро развивает психику и интеллект.
По мнению М. Монтессори в каждом ребенке «живет заботливый внутренний наставник» или «существует некая психическая сила», помогающая развитию малыша.
То есть возможности для развития уже заложены в ребенка природой, надо только не препятствовать им. А еще правильнее — создавать условия для их полнейшей реализации.
Мария Монтессори обратила внимание, что у ребёнка до 6 лет есть сензитивные периоды (см. Приложение 1) (длительностью от года до трёх лет), когда он наиболее легко и естественно учится определённым вещам. До 6 лет у малыша в несколько этапов проходит развитие речи, до 5,5 — идёт бурное сенсорное развитие, с 2,5 до 6 — возникают и закрепляются социальные навыки. Дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые в дальнейшем становятся нормой жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (до 3 лет) периоде восприятия порядка, фактически определяющем отношения малыша с миром, поскольку это касается порядка не только в окружающей среде, но и во времени (запускаются «внутренние часы» ребёнка), во взаимодействиях со взрослыми. Если опоздать и не воспользоваться появившимся интересом к какой-либо области деятельности, он может угаснуть навсегда.
Кроме того, наблюдения М. Монтессори за сензитивными периодами показали, что возрастной период длиной в шесть самых первых лет можно разделить на два основных этапа — две подфазы. Первая подфаза длится от нуля до трех лет и, по мнению Монтессори, характеризуется тем, что ребенок не подвергается прямому влиянию взрослого в отличие от второй подфазы — от трех до шести лет, когда ребенок уже может находиться под педагогическим воздействием.
М. Монтессори убеждена, что во всех сензитивных периодах необходимо соблюдение принципов свободы вокруг ребенка (эстетичность помещения, портативность обстановки, обилие простых предметов для практических занятий) и свободы самого ребенка (его деятельность согласно собственным потребностям), так как именно это обеспечит успешное развитие психических процессов и интеллекта каждого маленького «удивительного существа».
В системе Монтессори существенная роль отведена зонированию образовательного пространства.
Дело в том что, достижение воспитательных и образовательных целей М. Монтессори ставила в прямую зависимость от развивающего пространства, в котором находится ребенок в момент опосредованного педагогического воздействия на него. Говоря иначе, она предъявляла очень высокие требования к тому помещению, в котором малыш при поощрении взрослого, его помощи и поддержке выполняет те или иные упражнения, необходимые для эмоционального и интеллектуального развития.
М. Монтессори считала, что обстановка в помещении должна быть простой и уютной. В «Доме ребенка» были упразднены парты и скамейки, вместо них имелись подходящие детям по росту легкие стульчики, портативные большие, но очень легкие столы для совместной работы нескольких детей и маленькие столики для индивидуальной работы. В непринужденной обстановке малыши могли свободно передвигаться и пользоваться теми предметами, которыми наполнено образовательное пространство.
В отношении предметов, находящихся в образовательном пространстве, М. Монтессори занимала столь же принципиальную позицию: в распоряжение детей предоставлялись предметы, вызывающие практический интерес и желание что-либо делать с ними (чистить, мыть, сметать с них пыль, натирать, выстраивать в определенном порядке и т.д.). По наблюдениям М. Монтессори, «общество малышей» испытывает полный восторг от простых предметов, которые соответствуют детским простым понятиям. Задача окружающих — помочь ребенку осуществить выбор того или иного материала для его собственной деятельности согласно его собственному творческому духу.
Построение образовательной среды имеет свою логику, обеспечивающую реализацию любых познавательных интересов детей в разные периоды развития. Так, образовательная среда создается в расчете на разновозрастную группу детей. Этот факт говорит о признании педагогикой Монтессори индивидуального темпа освоения предметного пространства, присущего каждому ребенку.
Через всю систему Марии Монтессори красной нитью проходит мысль о том, что помочь ребенку сформировать себя самого как личность — главная практическая задача любого педагога.
Монтессори убеждалась, что воспитание можно построить только на постижении внутреннего мира ребёнка.
Чтобы знать, необходимо изучать. Педагог выбрала научно безукоризненный и безопасный для детей способ — наблюдение. Но что узнаешь о ребёнке, которого постоянно одёргивают взрослые или который смирно сидит за партой? И Мария позволяла детям вести себя свободно — реализуя свою внутреннюю индивидуальную программу постижения мира.
Наверное, именно по этому, ее педагогические воззрения не потеряли своей актуальности и по сей день. Сегодня классы Монтессори, национальные ассоциации Монтессори-педагогов и отделения Международной Монтессори-ассоциации существуют во многих странах мира.
В частности, в России сейчас открыто около 600 классов в 80 городах, работающих по системе Монтессори.
1. Хилтунен Е. А. Дети Монтессори: книга для педагогов и родителей. / Е.А. Хилтунен. – М.: Астрель: ACT, 2008. — 399с.
2. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. / Мария Монтессори. – М.: Астрель: ACT, 2007. – 349 с.
3. Мальцева И. В. Раннее развитие: лучшие методики и игры. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009. — 255 с.
4. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек Ч. 3. Духовный мир человека / Глав. ред. Е. М. Ананьева; вед. ред. Т. В. Каширина. — М.: Аванта 2004. — 608 с.
5. h**t://w*w.smartkids.r*
93% антиплагиата
Тема: | «Педагогика Марии Монтессори» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 19 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методика Марии Монтессори
Курсовая работа:
Использование приемов системы Марии Монтессори в работе педагога-дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Методика изучения дробных чисел по УМК Занкова с использованием Монтессори-материала
Контрольная работа:
Реформаторская педагогика xix – нач. хх вв., её значение для развития социальной педагогики в европе хх века
Дипломная работа:
Когнитив сфераларда татар һәм мари