Курсовая работа
«Основные направления повышения национальной конкурентоспособности России»
- 36 страниц
Введение….3
1. Теоретические основы концепции национальной
конкурентоспособности….6
1.1. Национальная конкурентоспособность как приоритетное направление развития экономики…6
1.2. Методики оценки национальной конкурентоспособности…13
2. Основные направления и пути повышения национальной конкурентоспособности России….20
2.1. Факторы повышения конкурентоспособности национальной
экономики….20
2.2. Направления повышения конкурентоспособности российской
экономики….23
Заключение….32
Список использованной литературы….35
В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с обострением конкурентной борьбы между странами. Мирохозяйственные связи стали все более отчетливо представляться как единая геоэкономическая система. В этих условиях сила и мощь любого государства во многом определяются конкурентоспособностью его производителей. Опыт экономически развитых стран показывает, что между уровнем конкурентоспособности экономики страны и хозяйствующих субъектов существует прямая зависимость: чем острее конкуренция и разнообразнее формы ее проявления на национальном рынке, тем обычно выше уровень конкурентоспособности страны на международном рынке .
Актуальность изучения различных аспектов национальной конкурентоспособности обусловлена множеством факторов. Во-первых, проблема конкурентоспособности до сих пор является одной из малоизученных в экономической науке. Например, среди малоизученных вопросов можно выделить такие, как эволюция конкурентных отношений в условиях глобализации, факторы, определяющие конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации, место государства в системе отношений конкурентоспособности и его роль в формировании конкурентных преимуществ. Во-вторых, конкуренция - одно из основных свойств рыночной экономики. Именно конкуренция обязывает социально и юридически свободную личность к творческой деятельности, создает условия для самореализации личности в сфере экономики в форме разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В-третьих, именно национальная конкурентоспособность определяет характер участия страны в международном разделении труда, а также выступает гарантом ее экономической безопасности.
Продолжение после покупки
Национальная конкурентоспособность - это способность национальной экономики обеспечивать производство и реализацию товаров и услуг, удовлетворяющих требованиям мирового рынка, более привлекательных для потребителя по ценовым и неценовым характеристиками, чем товары и услуги конкурентов, и одновременно повышать экономическое благосостояние страны и отдельных ее граждан .
Разработка проблем национальной конкурентоспособности преследует следующие основные цели.
1. Исследование фундаментальных проблем повышения конкурентоспособности как широкой, комплексной проблемы, решаемой в современном мире за счет преимущественно технологических конкурентных преимуществ, создание которых зависит от большого числа разнообразных, но достаточно четко структурированных по приоритетам факторов.
2. Исследование производственных ресурсов экономики как источников ее конкурентных преимуществ и оценка ее конкурентоспособности по ряду макроэкономических показателей в сравнении с другими странами.
3. Выработка предложений по главным направлениям стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе современной теории конкурентоспособности и анализа конкурентных преимуществ страны.
Конкурентоспособность представляет собой сложную многоаспектную и многоуровневую категорию, органически присущую рыночной системе ведения хозяйства. Прагматический аспект адекватных представлений о содержании этой категории определяется тем, насколько набор ее смыслообразующих признаков может быть использован в качестве основы при разработке методов и средств решения практических задач, связанных с достижением заданного уровня конкурентоспособности. Очевидно, что для обеспечения прагматики любой категории недостаточно ее определения в традиционном понимании. Требуется своего рода экспликация, которая бы устанавливала пусть на самом общем уровне взаимосвязь самой категории и ее смыслообразующих компонентов с другими категориями предметной области.
Подводя итог анализу понятия «конкурентоспособность», можно сделать несколько основополагающих выводов:
1. Конкурентоспособность – это явление, органически присущее рыночной системе ведения хозяйства, при котором одни производители в силу наличия некоторых ключевых преимуществ перед другими производителями обладают способностью наилучшим образом удовлетворить потребности рынка и тем самым достигают на нем господствующего положения. Следствием этого положения становится получение своеобразной экономической ренты двух видов – абсолютной ренты в виде дополнительной прибавочной стоимости от монопольного владения ключевыми преимуществами и дифференциальной ренты в виде излишка прибыли над средним уровнем в силу более высокой производительности вложенного в производство капитала.
2. Поскольку конкурентоспособность может быть определена только в результате сравнения возможностей отдельных производителей, она относительна и зависит от того, с каким производителем на каком рынке происходит сравнение. Вместе с тем производитель или товар могут обладать неоспоримыми конкурентными преимуществами, независимо от того, на каком рынке они представлены. Отсюда, по нашему мнению, выводится представление об абсолютной и относительной конкурентоспособности. Действительно, товар, неконкурентоспособный на мировом рынке, может быть конкурентоспособен на внутреннем. Такой относительно конкурентоспособный товар может быть реализован и принесет доход производителю в рамках той рыночной ниши, для которой его характеристики видятся приемлемыми. Однако при этом уровень экономической ренты производителя окажется ниже, чем в случае абсолютной конкурентоспособности, и тем ниже, чем меньше рыночная область, на которой товар сохраняет свою конкурентоспособность.
Продолжение после покупки
1. Белов А.И. Показатели и факторы конкурентоспособности национальной экономики // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. – С. 204-211.
2. Гвардин С. Влияние иностранных инвестиций на российский рынок // Финансовая газета. 2010. № 22. - С. 10-32.
3. Градов А.П. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
4. Иванов Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11. - С. 44 - 55.
5. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором // Вопросы экономики. 2001. № 4. - С.4 - 32.
6. Камиева А.А. Конкурентоспособность национальной экономики: теория и практика // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта – 26 сентября 2012 года: в 2-х ч. Ч. 2 / отв. ред. Е. Н. Шереметьева. Самара: Самарский институт (фил.) РГТЭУ, 2012. - С. 39-46.
7. Концепция социально-экономического развития России до 2020 года от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Правовая система «Гарант».
8. Куренков А.Ю. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М.: Международные отношения, 2003. – 375 с.
Продолжение после покупки (всего 13 источников)
Работа защищена на отлично в 2014 году.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Основные направления повышения эффективности организационных коммуникаций
Реферат:
Региональная и национальная политика России.
Курсовая работа:
Основные направления повышения эффективности управления охранной фирмой на примере Мангуст
Реферат:
Россия на мировом рынке товарная структура и направления торговли
Дипломная работа:
Основные направления развития электронных библиотек