Шпаргалка
«Ответы к экзамену по психологии»
- 56 страниц
1. Предмет психологии. Психика как отражательная деятельность. Основные формы проявления психики.
2. История развития психологии. Становление психологии как науки.
3. Структура и отрасли психологии. Основные категории психологии.
4. Методы исследования в психологии и их классификация.
5. Основные методологические принципы.
6. Понятие личности. Соотношение понятий “человек”, “личность”, “индивидуальность”.
7. Психологическая структура личности. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности.
8. Отечественные подходы к изучению личности. Представление об интегральной индивидуальности.
9. Зарубежные теории личности.
10. Понятие деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.
11. Структура деятельности. Знания, умения, навыки в структуре деятельности.
12. Виды деятельности. Понятие ведущей деятельности.
13. Понятие общения. Структура общения.
14. Виды, функции общения. Барьеры общения.
15. Понятие ощущения. Место ощущений в процессе познания. Теории ощущений.
16. Классификация ощущений, их основные закономерности.
17. Взаимодействие ощущений (сенсибилизация, синестезия).
18. Восприятие как познавательный процесс. Свойства восприятия.
19. Виды и индивидуальные особенности восприятия. Иллюзии восприятия.
20. Определение и свойства (качества) внимания.
21. Виды внимания. Методики изучения и развития внимания.
22. Понятие о памяти. Закономерности (процессы) памяти. Теории памяти.
23. Виды и типы памяти. Мнемотехника.
24. Мышления как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления.
25. Способы (операции) и формы мышления.
26. Понятие воображения. Приемы создания образов воображения.
27. Виды воображения, их специфика и взаимосвязь.
28. Определение эмоций и чувств. Теории эмоций.
29. Функции и классификация эмоций и чувств.
30. Определение и теории воли. Функции воли.
31. Виды и структура волевого действия. Волевые качества.
32. Понятие, функции и общая характеристика психических состояний.
33. Классификация психических состояний. Методики исследования и регуляции психических состояний.
34. Понятие о темпераменте. История представлений о темпераменте.
35. Типы темперамента и их характеристика.
36. Темперамент и свойства личности.
37. Темперамент и деятельность.
38. Понятие о характере и его формирование.
39. Структура и черты характера.
40. Типология характера. Понятие об акцентуациях характера.
41. Понятие и структура способностей.
42. Врожденное и приобретенное в способностях. Уровни способностей.
Понятие о характере и его формирование.
Характер - совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.
Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:
- взрослых со взрослыми,
- взрослых с детьми,
- детей с детьми.
Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.
Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.
Позже формируются другие черты характера:
- трудолюбие-лень,
- аккуратность-неаккуратность,
- добросовестность-злонамеренность,
- ответственность-безответственность,
- настойчивость-малодушие.
Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.
Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.
В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).
В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".
В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.
Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.
Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".
Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:
- суждения окружающих людей о жизни,
- поступки окружающих людей,
- художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),
- кино и другие медиа-образы,
- господствующая идеология в обществе.
Структура и черты характера.
Все мы по-разному реагируем на происходящее вокруг. В большинстве случаев проявления психики являются комплексными. Структура характера специфична тем, что ее элементы связаны друг с другом. Нередко можно наблюдать тенденцию к взаимозамещению. Часто из одних вытекают другие. Речь о том, что смелый человек, как правило, решительный и инициативный, а трус пуглив и обидчив.
Структура характера состоит из ведущих черт, а также из второстепенных. Первые задают направление развития личности. На основании их формируются вторые.
Знание ведущих черт характера дает возможность составить психологический портрет человека, понять, что он собой представляет.
Черты характера способны раскрыть отношение человека к реальности, но есть такие, на основании которых можно сделать неверные выводы.
Черты характера можно выявить в различных ситуациях, а также в отношениях с реальностью. Они особенно ярко видны:
- в момент взаимодействия с другими людьми. Речь об общительности, замкнутости, человеколюбии и так далее;
- при выполнении какой-либо работы. Это касается усердия, трудолюбия, добросовестности и так далее;
- при общении с самим собой. Человек может возвышать или принижать себя, быть самокритичным, заставлять себя развиваться или многое прощать себе. На основании всего этого формируются такие черты характера, как, например, сила воли;
- структура характера и ее элементы могут быть также выявлены при анализе отношения человека к собственности. Здесь человек может быть неряшливым, аккуратным, бережливым и так далее.
Структура характера сложна. Это означает, что нельзя судить о ней всей по какому-либо одному элементу. Не исключено, что он просто-напросто является результатом мимолетного порыва чувств. Важно также помнить, что в различных ситуациях человек может быть добрым или злым, решительным или трусливым, аккуратным или неряшливым. Многие ведут себя уверенно дома, но совсем теряются, выйдя в общество.
Вообще же структура характера главным образом может быть понята именно через отношение человека к обществу и конкретным его представителям. Не будем забывать, что человек является социальным существом, то есть его поведение в любом случае формируется именно обществом. Общество же оказывает и огромное влияние на его характер.
Некоторые черты характера, как правило, присущи не только отдельным индивидуумам, но и целым социальным группам. Не сложно догадаться, что для солдат характерны гордость, смелость, отвага, храбрость, дисциплина, а для шахтеров выносливость, трудолюбие, усердие и так далее.
Есть мнение, что характер является врожденным. Отчасти это так, однако, не стоит забывать, что многие его черты появляются только по причине каких-либо определенных обстоятельств или в результате длительного повторения одних и тех же действий, использования какой-либо модели поведения.
Понятие и структура способностей.
Способности - свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивно, обусловливающими возможность их приобретения.
Тема: | «Ответы к экзамену по психологии» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Шпаргалка | |
Страниц: | 56 | |
Цена: | 800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности формата и оценивания заданий письменной части сертификационных экзаменов по английскому языку
ВКР:
Разработка on-line тренажёра по подготовке обучающихся к огэ по информатике
Дипломная работа:
Контроль сформированности умения говорения в контрольно-измерительных материалах отечественных и зарубежных экзаменов по английскому языку
Дипломная работа:
Подготовка к егэ (раздел «говорение») с использованием современных образовательных технологий