Курсовая работа

«Смертная казнь, как мера наказания. Особенности назначения и исполнения»

  • 38 страниц
Содержание

Введение 3

1. Понятие смертной казни. Признаки смертной казни. 7

2. Пределы применения смертной казни и их ограничения 15

2.1. Неприменение смертной казни к несовершеннолетним и пожилым людям. 18

2.2. Неприменение смертной казни к женщинам. 20

2.3. Неприменение смертной казни к невменяемым. 21

2.4. Неприменение смертной казни по истечении срока давности. 24

3. Особенности назначения смертной казни. Процессуальные гарантии при назначении смертной казни. 25

4. Способы и процедура исполнения смертной казни 32

Заключение 35

Список используемой литературы 35

Введение

Вряд ли есть такая проблема в уголовном праве, по которой было больше споров среди ученых, политиков и практиков, чем проблема смертной казни. Точки зрения высказываются диаметрально противоположные, но каждая из спорящих сторон отстаивает их с завидным упорством. Полемика ведется уже несколько столетий, то разгораясь, то затихая.

За истекшее время смертной казни были посвящены тысячи работ, авторы которых либо требовали ее немедленной отмены, либо доказывали настоятельную необходимость.

Законодательства разных стран мира также относятся к смертной казни по-разному. В некоторых государствах смертная казнь запрещена, в других она может применяться только при чрезвычайных обстоятельствах, в третьих сохранена в законе, но фактически не применяется уже многие годы. Но есть немало стран, широко применяющих это наказание.

Последнее десятилетие против смертной казни все более громко начинают звучать голоса различных международных организаций, как общественных (например, "Международной амнистии"), так и официальных (Совет Европы). Под их влиянием число стран, юридически или фактически отказавшихся от смертной казни, постоянно растет.

В России также растут ряды противников исключительной меры наказания. Многое сделано для сокращения ее применения. Конституция Российской Федерации вновь подтвердила, что смертная казнь является исключительной и временной мерой наказания, действующей впредь до ее отмены. Провозглашена возможность ее применения только за особо тяжкие преступления против жизни. Уголовное законодательство исключило расстрел из санкций ненасильственных преступлений, а новый Уголовный кодекс выполнил указания Конституции и сохранил смертную казнь лишь за пять особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека. Подтверждено неприменение исключительной меры наказания к женщинам, лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, и к тем, кто достиг к моменту вынесения приговора шестидесяти пяти лет.

Несомненно, что история российского уголовного права развивается в направлении отмены смертной казни. Сейчас это практически никем не отрицается. Спорным является другой вопрос: созрели ли в России условия для немедленной отмены смертной казни или должно пройти какое-то время, чтобы страна была готова к этому шагу? Забегание вперед может привести к отрицательным последствиям, что дискредитирует отмену смертной казни и может вызвать необходимость восстановления ее, как это бывало уже не раз в истории нашего государства.

В связи с этим нельзя обойти условия, которые поставлены перед Российской Федерацией Советом Европы. Вступление России в эту организацию, как известно, связывается с рядом обязательств, которые приняла на себя наша страна: введение моратория на исполнение смертной казни, подписание протокола N 6 (об отмене смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., касающегося отмены смертной казни в мирное время, и ратификация его в течение трех лет.

28 февраля 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы. Во исполнение своих обязательств она подписала указанный протокол N 6, который, однако, еще не представлялся на ратификацию в Государственную Думу. Тем не менее, смертная казнь в России не назначается и не исполняется.

2 февраля 1999 г. Конституционный Суд Российской Федерации принял решение, в соответствии с которым суды России не могут назначать наказание в виде смертной казни. Свою позицию Конституционный Суд мотивировал тем, что в ст. 20 Конституции Российской Федерации предусмотрено право лица, которому угрожает применение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Между тем, такие суды организованы только в 9 субъектах Федерации из 89. Таким образом, по мнению Конституционного Суда, обвиняемые окажутся в неравном положении: в одних регионах они смогут воспользоваться правом, гарантированным Конституцией, а в других - нет. Поэтому Конституционный Суд решил не применять смертную казнь повсеместно. Обоснованность этого решения, как будет показано ниже, не бесспорна.

Однако, к моменту принятия решения в следственных изоляторах находилось значительное число лиц, осужденных к смертной казни до 2 февраля 1999 г. Все эти лица были помилованы Президентом Российской Федерации до начала июня 1999 г. Таким образом, в настоящее время в России нет осужденных к смертной казни.

В свете сказанного возникает вопрос - насколько оправданно обращение к этой теме и изучение вопроса о судьбе смертной казни в России, тем более, что сейчас в России никого не казнят?

Хотя в настоящее время в России не выносятся и не исполняются приговора к смертной казни, судьбу этого наказания еще нельзя считать решенной. Возможность применения смертной казни сохранена в Конституции Российской Федерации. Смертная казнь как мера наказания остается в системе наказания, предусмотренной в ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации. Пять составов преступлений в Особенной части УК содержат в своих санкциях наказание в виде смертной казни. Парламент страны не ратифицировал Протокол N 6 об отмене смертной казни, не ввел мораторий на это наказание, не изменил названные законы. Многочисленные опросы населения показывают, что общественное мнение страны еще не готово к отмене смертной казни.

Исходя из сказанного, предполагаем актуальность рассмотрения данной темы. За последние годы появились и новые проблемы, связанные с введением пожизненного лишения свободы как альтернативы смертной казни и как меры, которая применяется взамен смертной казни в случае помилования.

В данной работе ставим следующие задачи - ответить на эти вопросы, исследовать историю применения смертной казни в России, проанализировать применение смертной казни и отказ от ее применения, анализ действующего Российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения.

Заключение

Будем надеяться, что в ближайшее время в Российской Федерации созреют условия для юридической отмены смертной казни. Это даст возможность исключить ее из Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов.

Коль скоро смертная казнь в России фактически отменена - необходимо подумать о возможных последствиях этой меры. В первую очередь речь идет о содержании тех, кому в порядке помилования назначено и в будущем будет назначено судами наказание в виде лишения свободы пожизненно, а также на особо длительные (свыше 15 лет) сроки. (Разумеется, это будут не только осужденные за убийства).

Но для создания и таких условий необходимы новые колонии. С учетом особых условий безопасности строительство их будет стоить дороже обычных колоний. На Всероссийской конференция по проблемам отмены смертной казни указывалось, что строительство одной такой колонии обойдется "как минимум сто миллионов рублей" .

Необходима подготовка специального персонала, в том числе психологов. Должны быть разработаны специальные методики работы с данной категорией осужденных. В общем новые условия поставят новые задачи, которые придется решать уголовно-исполнительной системе, но решать их надо и не за счет других осужденных. Если государство идет на такой шаг как отмена смертной казни - оно должно пойти и на определенные материальные затраты.

Подтверждением Россией своих намерений, высказанных при приеме в Совет Европы, стал Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". В нем Правительству РФ было поручено в месячный срок подготовить для внесения в Госдуму проект федерального закона о присоединении России к Протоколу N 6. Только через четыре года, в 1999 г. распоряжением Президента РФ N 267-рп был внесен проект Федерального закона "О ратификации Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года," однако дальнейших действий по его введению не последовало.

Тогда же, в 1996 г., начал действовать мораторий на исполнение смертной казни, который нигде не был опубликован и соответственно не является юридически действующим. Кроме того, следует заметить, что ни Конституцией РФ, ни каким-либо иным российским законом объявление моратория на применение того или иного федерального закона в части или в целом специально не предусматривается. Вместе с тем согласно смыслу Конституции РФ действие отдельных положений или федерального закона в целом может быть отменено только посредством другого закона, изданного в установленном порядке Федеральным Собранием. Решение подобного вопроса на основании подзаконного акта (или актов) в государстве, конституционно провозгласившем верховенство закона и создание правового государства, недопустимо. Таким образом, это еще раз подтверждает, что в России вот уже несколько лет действует нелегитимный мораторий, дезориентирующий суды, прокуратуру и другие правоохранительные органы в борьбе с особо тяжкими преступлениями против жизни людей, не только не способствующий, но мешающий обеспечению законности и правопорядка. Данный мораторий не может рассматриваться как мера, исключающая вынесение смертных приговоров. Более того, такое решение противоречит нормам Уголовного кодекса РФ и может быть в любой момент отменено судом общей юрисдикции как нелегитимное.

27 февраля 1997 г. Президент РФ издал распоряжение N 53-рп "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ," в соответствии с которым Министерство юстиции совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными органами государственной власти должно было разработать комплекс мер по поэтапному решению проблем, связанных с ратификацией этого Протокола.

Следует заметить, что в российском законодательстве нигде не предусмотрено объявление моратория. А поскольку сама казнь установлена Конституцией РФ, решать столь серьезный вопрос на основании подзаконных актов в государстве, провозгласившем верховенство Конституции РФ и создание правового государства, недопустимо.

Итак, российский мораторий не может рассматриваться как мера, исключающая вынесение смертных приговоров, а такое решение противоречит нормам Уголовного кодекса РФ и может быть в любой момент отменено судом. К тому же мораторий не является юридически действующим, так как официально не опубликован документ о его введении.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ЮРКНИГА, 2004.

3. Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека, М., 1989.

4. Всероссийская конференция по проблемам отмены смертной казни. М. 2000.

5. Квашис В.Е. Смертная казнь и общественное мнение//Право и политика. N1. 2000.

6. Кистяковский А. Ф. Исследование о смертной казни. - Тула, издательство "Автограф", 2000 г. (воспроизводится по изданию 1867 г., Киев).

7. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М. 1990.

8. Михлин А.С. Высшая мера наказания: История, современность, будущее. - М.: "Дело", 2000 г.

9. Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека, М. 1989.

10. Карпец И.И. Польза или зло.//Смертная казнь: за или против. М. 1989.

11. Малько А.В. Смертная казнь как правовое ограничение//Государство и право. N 1. 1993.

12. Шишов О.Ф. Смертная казнь в истории Советского государства//Смертная казнь. За и против. М. 1989.

Покупка готовой работы
Тема: «Смертная казнь, как мера наказания. Особенности назначения и исполнения»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Курсовая работа
Страниц: 38
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика