Курсовая работа

«Культ бога Перуна в славянском язычестве»

  • 44 страниц(ы)
  • 1977 просмотров
  • 2 покупок
фото автора

Автор: Regulus

Введение….3

1. Образ Перуна….8

1.1. Этимология имени….8

1.2. Образ Перуна на основе письменных источников и фольклора…9

1.3. К вопросу о теории “основного мифа”…13

2. Атрибуты культа Перуна….17

2.1. Растения, посвященные Перуну….17

2.2. Оружие Громовержца. Секира Перуна…19

2.3. Громовое колесо и громовой крест….22

2.4. Жертвоприношения Перуну….24

3. Образ Перуна в двоеверии…26

3.1. Образ Ильи-пророка в народных верованиях….26

Заключение….28

Библиография….29

Приложение…31

На рубеже XX и XXI среди русского народа появился повышенный интерес к своему дохристианскому прошлому, как это происходит и среди других европейских народов. Язычество не было до конца искоренено среди европейцев. После распространения в Европе христианской веры, люди продолжали сохранять память о старых верованиях. В языках, обычаях, традициях народов сохранилось множество элементов язычества, пусть и осколочном виде. Христианство также было наполнено языческим содержанием, за ликами святых стали скрываться древние боги, на храмах можно увидеть изображения сюжетов из мифов и различные языческие символы. Всё это говорит, что в глубинах сознания человека всегда сохранятся то, что является естественным и родным для него, что исходит из его души. И никакие внешние наслоения в виде заимствованных у других народов религий не смогут искоренить то, что заложено в глубинах психики.

Выдающийся швейцарский психолог Карл Густав Юнг развивал учение о коллективном бессознательном, которое также называется расовым бессознательным, которое является сосредоточением всего психического материала, накопленного предками за тысячи, а то и миллионы лет. Содержание бессознательного – это символы, архетипы, мифологические платформы, к которым тот или иной народ всегда будет возвращаться и вплетать их в своё мировоззрение. Конечно, это будет происходить в новых формах, отличных от предыдущих, но суть будет сохранятся.

Таким образом, повышенный интерес к древним верованиям и появление попыток возродить языческие культы прекрасно объясняется с точки зрения психологии. Возможно, людям стоит научится слушать своё подсознание и не стеснятся раскрывать то, что рождается в душе их собственного народа. Возможно, именно этим путём получится преодолеть кризис и упадок, что охватили современную европейскую культуру.

Культура подобно дереву. Чем крепче его корни в земле, тем прочнее будет ствол и пышнее крона. И европейские народы, к сожалению, частично были отрезаны от своих корней.

В этой связи необходимо наличие достоверных источников информации по древним религиям. Это поспособствует лучшему пониманию культуры и мировоззрения древних людей. Необходимы научные исследования. Они помогут составить более ясное представления о нашем прошлом, а также свести к минимуму попытки фальсификаций и созданий фальшивых источников, что особенно актуально для славянского язычества (стоит вспомнить “Велесову книгу” прочие “русские веды”).

В своём воинском аспекте Громовержец мог иметь связь с яростью и вдохновением, что снисходит на воина в разгаре битвы. Это состояние имеет нечто общее с грозой, величественным и разрушительным природным явлением. Также как и война в широком смысле весьма схожа с грозой и бурей. Такие отождествления связаны со взглядом на человека в языческой культуре, он строился по принципу подобия микрокосма макрокосму, т.е. в сознании и жизни людей действуют все те же силы, что и в природе. Древние мифы строились на символическом понимании взаимодействия этих сил.

Упоминания Перуна в письменных источниках относятся к восточным славянам и Киевской Руси, но есть множество фактов, которые указывают на то, что культ Перуна существовал и у южных и у западных славян.

О почитании Перуна на западе славянского мира можно судить из следующего лингвистического и этнографического материала. В языческой культуре индоевропейских народов каждый день недели был посвящен определённому божеству. Громовержцу был посвящен четверг. Лучше всего следы этой традиции сохранились в современных германских языках, так например, в шведском языке четверг – Torsdag, т.е. день Тора. Славянские языки в основном не сохранили подобных названий дней недели, только в вымершем полабском языке четверг назывался Peräunedån, день Перуна . Это показывает, что культ Перуна был у полабов, живших на территории современной Германии. У словаков засвидетельствованы заклинания, в которых имеются имена Parom и Peron .

Немецкий церковный автор XIII века Гельмольд сообщает о дубах, посвященных божеству, имя которого он предает как Пров или Провен. Связь с дубом и схожесть имени явно указывает на Перуна.

У болгаров остатки почитания Перуна сохранялось в XVIII веке. Об этом свидетельствует заметка иеросхимонаха Спиридона: “И сего Перуна болгары почитаютъ: ко времени бездождия, собираются юноши и девицы и избирают единаго, или от девиц или юношах, о облачают его въ мрежу, аки в багряницу, и сплетутъ ему венецъ от бурянов образ краля Перуна, исходит по домах, играюще и спевающе часто поминающее беса того, и поливающее водами и Перуна того, и сами себе; людiе же безумнiи даютъ им милостыню” . Болгарский писатель В. Априлов подтверждает свидетельство Спиридона, заявляя, что “нынешние болгары в своих народных песнях славян Перуна, Коляду, Ладу и Леля” .

На основе имеющийся информации можно сделать следующие выводы. Во-первых, при рассмотрении этимологии ясно, что Перун является одним из древнейших славянских богов, его имя и культ восходят ко временам праиндоевропейской общности. Во-вторых, культ Перуна является общеславянским, следы его культа мы можем видеть во всём славянском мире. В-третьих, верховное место в славянском пантеоне Перун занял задолго до установления пятибожия князем Владимиром Святославовичем. И однозначно можно заявлять о том, что Перун был главой пантеона у восточных славян, у язычества западных и южных славян в этом плане могли быть отличия.

В ходе проделанной работы были исследованы различные письменные, этнографические и лингвистические источники. Была произведена попытка реконструировать образ Перуна. В результате получены следующие выводы:

1) У восточных славян Перун занимал главенствующее место в пантеоне богов. При этом функции его были разнообразны. Перун является богом грозы, он пробуждает весеннюю природу, сражается с различными враждебными духами, покровительствует воинам, охраняет мир богов и людей от различных враждебных сил. Обо всём этом свидетельствуют письменные источники, этнографический материал

2) Дерево Перуна – дуб. Об этом свидетельствуют лингвистические исследования и письменные источники. Святилища Перуна располагались в дубовых рощах, чаще всего на возвышенностях. Дуб символизирует в славянской мифологии мировое древо.

3) Культ Перуна является общеславянским, его следы обнаруживаются не только у восточных, но и западных, и южных славян. При этом роль верховного бога Перун играл, по-видимому, только у восточнославянских племён.

4) Перун представлялся в виде змея. Об этом свидетельствую сохранившиеся народные предания.

5) Перун представлялся разъезжающим на огненной колеснице.

6) Перун состоял в родственных отношениях с богиней любви и плодородия Ладой.

Эти представления могли иметь свои особенности у разных славянских племён.

Из сведений, приведённых в данной работе, мы можем получить представление об образе и функциях Перуна, о месте в пантеоне богов.

Библиография.

1. Повесть временных лет// pushkinskijdom.r*

2. Слово о полку Игореве// lib.pushkinskijdom.r*

3. Трубачев, О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. - М.: Наука, 2003. – 489 стр.

4. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка, электронное издание

5. Иванов, В. В. К этимологии балтийского и славянского названий бога грома // Вопросы славянского языкознания. Вып. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1958. с. 101—111.

6. Прокопий Кесарийский. Война с готами./ vostlit.info

7. Константин Багрянородный, Об управлении империей./ vostlit.info

8. Афанасьев, А.Н., Поэтические воззрения славян на природу. – М.: Эксмо, 2008. – 1520 с.

9. Иванов, Й. Культ Перуна у южных славян. – М.: ООО Издательство “Ладога - 100”, 2005. – 48 с.

10. Иванов, В.Н. , Топорв, В.В. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. – М.: Наука, 1974. – 342 с.

11. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987– 798 с.

12. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян. – электронное издание.

13. Клейн, Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПБ.: Евразия, 2004. – 480 с.

14. Дудко, Д.М. МАТЕРЬ ЛАДА. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. — М.: Эксмо, 2003. — 432 с.

16. Гимбутас, М. Славяне. – электронное издание.

17. Торссон, Э. Руническое учение: Введение в эзотерическую рунологию / Пер. с англ. — М.: София, Гелиос, 2002. — 320 с.

17. Даркевич, В.П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве// Советская археология №4. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. – 310 с.

18. Материалы сайта ethnomuseum.r*

19. Материалы сайта summitpost.org

Покупка готовой работы
Тема: «Культ бога Перуна в славянском язычестве»
Раздел: История
Тип: Курсовая работа
Страниц: 44
Цена: 150 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы