Курсовая работа
«Культ бога Перуна в славянском язычестве»
- 44 страниц
Введение….3
1. Образ Перуна….8
1.1. Этимология имени….8
1.2. Образ Перуна на основе письменных источников и фольклора…9
1.3. К вопросу о теории “основного мифа”…13
2. Атрибуты культа Перуна….17
2.1. Растения, посвященные Перуну….17
2.2. Оружие Громовержца. Секира Перуна…19
2.3. Громовое колесо и громовой крест….22
2.4. Жертвоприношения Перуну….24
3. Образ Перуна в двоеверии…26
3.1. Образ Ильи-пророка в народных верованиях….26
Заключение….28
Библиография….29
Приложение…31
На рубеже XX и XXI среди русского народа появился повышенный интерес к своему дохристианскому прошлому, как это происходит и среди других европейских народов. Язычество не было до конца искоренено среди европейцев. После распространения в Европе христианской веры, люди продолжали сохранять память о старых верованиях. В языках, обычаях, традициях народов сохранилось множество элементов язычества, пусть и осколочном виде. Христианство также было наполнено языческим содержанием, за ликами святых стали скрываться древние боги, на храмах можно увидеть изображения сюжетов из мифов и различные языческие символы. Всё это говорит, что в глубинах сознания человека всегда сохранятся то, что является естественным и родным для него, что исходит из его души. И никакие внешние наслоения в виде заимствованных у других народов религий не смогут искоренить то, что заложено в глубинах психики.
Выдающийся швейцарский психолог Карл Густав Юнг развивал учение о коллективном бессознательном, которое также называется расовым бессознательным, которое является сосредоточением всего психического материала, накопленного предками за тысячи, а то и миллионы лет. Содержание бессознательного – это символы, архетипы, мифологические платформы, к которым тот или иной народ всегда будет возвращаться и вплетать их в своё мировоззрение. Конечно, это будет происходить в новых формах, отличных от предыдущих, но суть будет сохранятся.
Таким образом, повышенный интерес к древним верованиям и появление попыток возродить языческие культы прекрасно объясняется с точки зрения психологии. Возможно, людям стоит научится слушать своё подсознание и не стеснятся раскрывать то, что рождается в душе их собственного народа. Возможно, именно этим путём получится преодолеть кризис и упадок, что охватили современную европейскую культуру.
Культура подобно дереву. Чем крепче его корни в земле, тем прочнее будет ствол и пышнее крона. И европейские народы, к сожалению, частично были отрезаны от своих корней.
В этой связи необходимо наличие достоверных источников информации по древним религиям. Это поспособствует лучшему пониманию культуры и мировоззрения древних людей. Необходимы научные исследования. Они помогут составить более ясное представления о нашем прошлом, а также свести к минимуму попытки фальсификаций и созданий фальшивых источников, что особенно актуально для славянского язычества (стоит вспомнить “Велесову книгу” прочие “русские веды”).
В своём воинском аспекте Громовержец мог иметь связь с яростью и вдохновением, что снисходит на воина в разгаре битвы. Это состояние имеет нечто общее с грозой, величественным и разрушительным природным явлением. Также как и война в широком смысле весьма схожа с грозой и бурей. Такие отождествления связаны со взглядом на человека в языческой культуре, он строился по принципу подобия микрокосма макрокосму, т.е. в сознании и жизни людей действуют все те же силы, что и в природе. Древние мифы строились на символическом понимании взаимодействия этих сил.
Упоминания Перуна в письменных источниках относятся к восточным славянам и Киевской Руси, но есть множество фактов, которые указывают на то, что культ Перуна существовал и у южных и у западных славян.
О почитании Перуна на западе славянского мира можно судить из следующего лингвистического и этнографического материала. В языческой культуре индоевропейских народов каждый день недели был посвящен определённому божеству. Громовержцу был посвящен четверг. Лучше всего следы этой традиции сохранились в современных германских языках, так например, в шведском языке четверг – Torsdag, т.е. день Тора. Славянские языки в основном не сохранили подобных названий дней недели, только в вымершем полабском языке четверг назывался Peräunedån, день Перуна . Это показывает, что культ Перуна был у полабов, живших на территории современной Германии. У словаков засвидетельствованы заклинания, в которых имеются имена Parom и Peron .
Немецкий церковный автор XIII века Гельмольд сообщает о дубах, посвященных божеству, имя которого он предает как Пров или Провен. Связь с дубом и схожесть имени явно указывает на Перуна.
У болгаров остатки почитания Перуна сохранялось в XVIII веке. Об этом свидетельствует заметка иеросхимонаха Спиридона: “И сего Перуна болгары почитаютъ: ко времени бездождия, собираются юноши и девицы и избирают единаго, или от девиц или юношах, о облачают его въ мрежу, аки в багряницу, и сплетутъ ему венецъ от бурянов образ краля Перуна, исходит по домах, играюще и спевающе часто поминающее беса того, и поливающее водами и Перуна того, и сами себе; людiе же безумнiи даютъ им милостыню” . Болгарский писатель В. Априлов подтверждает свидетельство Спиридона, заявляя, что “нынешние болгары в своих народных песнях славян Перуна, Коляду, Ладу и Леля” .
На основе имеющийся информации можно сделать следующие выводы. Во-первых, при рассмотрении этимологии ясно, что Перун является одним из древнейших славянских богов, его имя и культ восходят ко временам праиндоевропейской общности. Во-вторых, культ Перуна является общеславянским, следы его культа мы можем видеть во всём славянском мире. В-третьих, верховное место в славянском пантеоне Перун занял задолго до установления пятибожия князем Владимиром Святославовичем. И однозначно можно заявлять о том, что Перун был главой пантеона у восточных славян, у язычества западных и южных славян в этом плане могли быть отличия.
В ходе проделанной работы были исследованы различные письменные, этнографические и лингвистические источники. Была произведена попытка реконструировать образ Перуна. В результате получены следующие выводы:
1) У восточных славян Перун занимал главенствующее место в пантеоне богов. При этом функции его были разнообразны. Перун является богом грозы, он пробуждает весеннюю природу, сражается с различными враждебными духами, покровительствует воинам, охраняет мир богов и людей от различных враждебных сил. Обо всём этом свидетельствуют письменные источники, этнографический материал
2) Дерево Перуна – дуб. Об этом свидетельствуют лингвистические исследования и письменные источники. Святилища Перуна располагались в дубовых рощах, чаще всего на возвышенностях. Дуб символизирует в славянской мифологии мировое древо.
3) Культ Перуна является общеславянским, его следы обнаруживаются не только у восточных, но и западных, и южных славян. При этом роль верховного бога Перун играл, по-видимому, только у восточнославянских племён.
4) Перун представлялся в виде змея. Об этом свидетельствую сохранившиеся народные предания.
5) Перун представлялся разъезжающим на огненной колеснице.
6) Перун состоял в родственных отношениях с богиней любви и плодородия Ладой.
Эти представления могли иметь свои особенности у разных славянских племён.
Из сведений, приведённых в данной работе, мы можем получить представление об образе и функциях Перуна, о месте в пантеоне богов.
Библиография.
1. Повесть временных лет// pushkinskijdom.r*
2. Слово о полку Игореве// lib.pushkinskijdom.r*
3. Трубачев, О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. - М.: Наука, 2003. – 489 стр.
4. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка, электронное издание
5. Иванов, В. В. К этимологии балтийского и славянского названий бога грома // Вопросы славянского языкознания. Вып. 3. М.: Изд-во АН СССР, 1958. с. 101—111.
6. Прокопий Кесарийский. Война с готами./ vostlit.info
7. Константин Багрянородный, Об управлении империей./ vostlit.info
8. Афанасьев, А.Н., Поэтические воззрения славян на природу. – М.: Эксмо, 2008. – 1520 с.
9. Иванов, Й. Культ Перуна у южных славян. – М.: ООО Издательство “Ладога - 100”, 2005. – 48 с.
10. Иванов, В.Н. , Топорв, В.В. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. – М.: Наука, 1974. – 342 с.
11. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987– 798 с.
12. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян. – электронное издание.
13. Клейн, Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПБ.: Евразия, 2004. – 480 с.
14. Дудко, Д.М. МАТЕРЬ ЛАДА. Божественное родословие славян. Языческий пантеон. — М.: Эксмо, 2003. — 432 с.
16. Гимбутас, М. Славяне. – электронное издание.
17. Торссон, Э. Руническое учение: Введение в эзотерическую рунологию / Пер. с англ. — М.: София, Гелиос, 2002. — 320 с.
17. Даркевич, В.П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве// Советская археология №4. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. – 310 с.
18. Материалы сайта ethnomuseum.r*
19. Материалы сайта summitpost.org
Тема: | «Культ бога Перуна в славянском язычестве» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 44 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Исследование основ славянской мифологии
Контрольная работа:
Язычество древних Славян
Реферат:
Культура древних славян
Курсовая работа:
Образы Бога и Дьявола в живописи 20-21 века
Магистерская работа:
МИФ О МЕДЕЕ В МИРОВОЙ ДРАМАТУРГИИ: историко-литературный и методический аспекты изучения