Дипломная работа
«Политика КНР в области обеспечения энергоресурсами»
- 88 страниц
Введение 2
Глава 1 Роль энергетической составляющей в современной внешней политике 6
1.1 Измерение энергетической безопасности на национальном и глобальном уровне 6
1.2 Современные проблемы и тенденции развития мировой энергетики 17
Глава 2 Особенности энергетической политики Китая на современном этапе 32
2.1 Роль государства в энергетическом секторе экономики 32
2.2 Энергетический потенциал КНР 39
2.3 Работа над альтернативными источниками энергии 45
Глава 3 Перспективы Китая на энергетических рынках 53
3.1 Ближневосточное направление внешней политики КНР 53
3.2 Особые отношения КНР с африканскими странами 58
3.3 Китай – Россия: особенности сотрудничества в энергетической сфере 63
3.4 Другие направления энергетического сотрудничества КНР 68
Заключение 77
Список источников и литературы 81
Актуальность исследования. В настоящее время перед человечеством остро стоит проблема обеспечения топливом и энергией в целом. Главной причиной возникновения этой проблемы считается быстрый рост потребления минерального сырья в XX и XXI веке. Наращивание добычи углеводородных ресурсов привело к серьезному ухудшению экологической среды, а рост спроса на эти ресурсы усилил конкуренцию как стран-импортеров за доступ к энергетическим ресурсам, так и стран-экспортеров топливных ресурсов за лучшие условия продажи. Стремительный экономический рост Китая, повышение его активности в глобальных и региональных делах позволяют говорить о возрастающей роли этого государства на международной арене. Китай из «регионального игрока» постепенно превращается в важный глобальный фактор международных отношений. В том числе велико влияние Китая и на мировую энергетику, ставшего одним из ее определяющих факторов. Поэтому актуальность проблемы энергообеспечения КНР является довольно высокой.
Проблема исследования – усиление позиций Китая на мировой арене и необходимость построения новой системы международной энергетической безопасности, в которой КНР будет играть одну из главных ролей по ее поддержанию и развитию.
Цель работы – обосновать необходимость трансформации существующей системы международной энергетической безопасности в более универсальную и эффективную.
Объектом исследования является анализ состояния мировой энергетики и энергетической политики Китая на современном этапе.
Предметом данного исследования является политика Китая в сфере энергообеспечения.
Гипотеза – процесс трансформации современной системы международной энергетической безопасности является исторически целесообразным и необходимым.
Задачи работы:
1. изучить состояние современной энергетической системы, а также факторы ее безопасности;
2. рассмотреть проблемы мировой энергетики, встающие перед государствами;
3. провести анализ современной энергетической политики КНР;
4. выявить эффективность деятельности энергетической политики рассматриваемого государства по основным направлениям сотрудничества.
Методологической основой исследования является использование следующих общенаучных методов: статистического анализа, дедукции, наблюдения, системного подхода, а также частнонаучных исторических методов: прогнозирование, описательно-повествовательный, сравнительно-исторический методы. Основным методом, применяемым в работе был метод анализа, который применялся для исследования различных направлений энергетического сотрудничества Китая в рамках внешней политики. Описательно-повествовательный использовался для рассмотрения процессов, касающихся становления и развития направлений энергетического сотрудничества. Метод наблюдения употреблялся при рассмотрении политических и экономических контактов руководства КНР с другими странами. Прогностический метод был применён для выявления объективных предпосылок трансформации существующей системы международной энергетической безопасности в новую.
Элементы новизны и теоретическая значимость – обобщение и систематизация материалов по теме исследования, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных авторов, выявление необходимости трансформации существующей системы международной энергетической безопасности в новую.
Практическая значимость – результаты предоставленного исследования могут быть использованы студентами исторических, социально-гуманитарных, экономических факультетов при подготовке на семинарских занятиях, а также при составлении докладов на круглых столах, студенческих конференциях, симпозиумах.
Обзор источников. Источниками написания дипломной работы послужили политологические исследования, статьи ведущих зарубежных и отечественных экспертов в данной теме. Также работа основывается на таких документах, как Международная энергетическая программа МЭА, «Общие цели» МЭА, Санкт-Петербургский план действий, Копенгагенское соглашение, Энергетическая стратегия Китая, Договор о сотрудничестве в области альтернативной энергетики и экологических технологий между США и КНР, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере, Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформам о сотрудничестве в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии, Рамочное соглашение между Правительством Республики Казахстан и
Правительством Китайской Народной Республики о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа. В работе используются данные из периодической печати: Жэньминь Жибао, Международные процессы, Россия в глобальной политике, Коммерсант.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из главы 1 «Роль энергетической составляющей в современной внешней политике», главы 2 «Особенности энергетической политики Китая» и главы 3 «Перспективы Китая на энергетических рынках», заключение.
В Главе 1 рассматриваются причины возникновения термина «энергетическая безопасность» и дальнейшее его развитие на фоне меняющегося мира. Выделяются два измерения энергетической безопасности: национальное и глобальное. Национальный уровень подразумевает такие факторы, которые непосредственно влияют на безопасность государства в энергетической и экономической сфере. Глобальный уровень – это уровень межправительственных соглашений, договоренностей и определенных действий, которые касаются вопросов энергетики. Также в этой главе описаны проблемы и перспективы развития мировой энергетики. Все эти проблемы являются общемировыми и касаются каждого государства, в том числе и Китай. Кроме того, в некоторых случаях Китай играет одну из определяющих ролей по решению конкретной проблемы.
Глава 2 предусматривает изучение политики государства в энергетической сфере и его ресурсообеспеченность. В ней говорится о структуре власти в энергетическом секторе экономики КНР, о слабых сторонах госаппарата и о реальных силах, претворяющих политику в жизнь. Выделяются основные направления энергетической политики, которое китайское руководство определило на ближайшее будущее. Рассмотрены конкретные шаги государства, которые должны привести к созданию надежной системы снабжения энергоресурсами. Также в главе сосредоточена информация по наличию собственных ресурсов: как традиционных, так и альтернативных.
В Главе 3 изучаются направления внешней политики Китая в сфере энергетики. Более подробно рассмотрены основные направления сотрудничества Китая с экспортерами, в порядке убывания по значимости региона. Хотя Средняя Азия не вошла в отдельный параграф, этот регион значится одним из приоритетных, так как он является решением такой острой проблемы, как диверсификация источников и транзита ресурсов.
Энергоресурсы – важная материальная база для существования и развития всего человеческого общества. Наблюдая за историей его развития, можно заметить, что каждый значительный прогресс в развитии цивилизации человечества сопровождался прогрессом и заменой старых источников энергии на новые. Разработка и применение энергоресурсов дают мощный толчок росту мировой экономики и развитию человечества в целом. За последние 100 с лишним лет развитые страны друг за другом завершили процесс индустриализации, израсходовав громадное количество природных ресурсов, особенно энергетических. В настоящее время многие развивающиеся страны вступают в этап индустриализации. Вместе с тем, рост энергозатрат становится насущной необходимостью для обеспечения их социально-экономического развития. Китай – одно из самых крупных развивающихся государств. Экономическое развитие и ликвидация бедности будут оставаться главными задачами правительства и всего населения страны. Начиная с конца 70-х годов двадцатого века, Китай как развивающаяся страна с самыми высокими в мире темпами развития добивается потрясающих успехов в социально-экономическом развитии. Это приковывает внимание международного сообщества. Таким образом, Китай успешно пошел по пути социализма с китайской спецификой, внося внушительный вклад в развитие и процветание всей планеты. В наши дни Китай – вторая в мире крупная страна-производитель и потребитель источников энергии. Беспрерывный рост поставок различных энергоресурсов обеспечивает важную поддержку социально-экономическому развитию, в то время как быстрый рост их потребления открывает широкое пространство для развития международного рынка этих товаров. В наши дни Китай уже стал неотъемлемой составной частью мирового рынка энергоносителей, играя важную и положительную роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Китайское правительство, придерживаясь научной концепцией развития, стремительными темпами создает современную энергетическую индустрию. Оно также применяет на деле политику, которая предусматривает экономию природных ресурсов и охрану окружающей среды, отводит созданию ресурсосберегающего общества видное место в стратегии индустриализации и модернизации, строит государство инновационного типа и пытается внести еще больший вклад в глобальное экономическое развитие и процветание.
Китай сегодня проводит целенаправленную и весьма дальновидную политику, рассчитанную на далекую перспективу. Руководство государства обеспечивает энергетическую безопасность страны различными путями. Например, большое внимание уделяется диверсификации источников импорта сырья. Китай активнее стимулирует экономическое развитие и модернизацию стран на далеких от него континентах, чем Запад, и тем самым заметно усиливает свое политическое влияние в этих странах. Он предлагает выгодные двусторонние соглашения, прямые инвестиции, беспроцентные ссуды, списание внешнеторгового долга в обмен на поставки энергоресурсов и других продуктов, в которых он нуждается.
Проблема обеспечения безопасности транзита заставила Пекин обратить внимание на стратегические пути сообщения. К таким стратегическим путям необходимо отнести Ормузский пролив, являющийся выходом в Индийский океан для стран Ближнего Востока. Свободный доступ к водным путям от берегов Китая в Индийский океан приковал особое внимание. Очевидно, что Китай опасается присутствия США в Индийском океане, точнее контроля над стратегическими морскими путями от Персидского залива через Индийский океан до Южно-Китайского моря. Главным образом это касается Малаккского пролива, через который проходит почти вся нефть, идущая из Персидского залива, и который является вторым по объему проходящей нефти морским путем в мире. Подобное исключительное положение этого пролива и позиция США создают потенциальную угрозу энергетической безопасности Китая. При любых проблемах в Малаккском проливе, таких как его блокада иностранными силами, Китай столкнется с серьезным кризисом, который отразится на его энергетической безопасности. Учитывая эту уязвимость, Китай предпринимает различные действия, например: укрепляет и развивает отношения со странами АСЕАН, поддерживает дружественные отношения со странами Персидского залива, диверсифицирует поставки нефти (за счет стран Центральной Азии).
Стремясь получить передовые технологии и инвестиции, а также уменьшить энергоемкость экономики страны, руководство КНР способствует приходу на внутренний рынок иностранных энергетических компаний, но в масштабах, не представляющих угрозу национальной безопасности. Зарубежные корпорации призваны не только помогать создавать новую энергетику (например, мощности для импорта и потребления СПГ или производства ветряной и солнечной энергии), но и модернизировать устаревшую энергетическую инфраструктуру: нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы, ЛЭП, АЗС и т.д. Прямые иностранные инвестиции в китайскую энергетику, прежде всего в сферу переработки и сбыта, являются своего рода гарантией того, что внешний инвестор сам будет озабочен поиском первичного сырья для загрузки своих инвестиционных объектов – в том числе на мировых рынках. Ведь КНР – это огромный, быстро растущий рынок сбыта, что прекрасно создают иностранные инвесторы. Сегодня на рынке Китая уже работают американская «ExxonMobil», британская «BP», англо-голландская «Royal Dutch Shell», французская «Total», саудовская «Saudi Aramco» и многие другие ведущие энергетические компании мира.
В мире, в котором усиливается взаимозависимость, энергетическая безопасность будет во многом зависеть от того, как государства выстроят отношения друг с другом, будь то на двусторонней или на многосторонней основе. Существующая система международной энергетической безопасности не соответствует требованиям современности, в том числе и из-за того, что в нее не включен Китай. Если международное сообщество беспокоит ситуация стремительного развития КНР и потребления им огромного количества энергоресурсов, то оно должно содействовать его вовлечению в общую систему международной энергетической безопасности. Боязнь нехватки углеводородов уже способствовала тому, что развитые страны помогают развивать альтернативную энергетику в Китае, а также предоставляют различные технологии по усовершенствованию энергоэффективности экономики. Но все же недостаточное развитие технического обеспечения не позволяет КНР полноценно использовать энергоресурсы, а также развивать усилия в области охраны окружающей среды. Сотрудничество с Китаем в рамках международной энергетической организации (МЭА или совершенно новой, универсальной организации) будет содействовать совершенствованию мировой структуры спроса и предложения энергоресурсов и энергетических услуг. Так как главной целью участников МЭА является создание системы коллективной энергетической безопасности, а именно перераспределение между участниками организации имеющихся запасов нефти при возникновении сильных перебоев с поставками, представляется совершенно необходимым вовлечение Китая в этот процесс, способствующий стабилизации и оздоровлению системы международных отношений.
Источники:
1. Договор о сотрудничестве в области альтернативной энергетики и экологических технологий между США и КНР h**t://chinauseealliance.org/wp-content/uploads/2012/02/California_Jiangsu_Framework_Agreement.pdf
2. Копенгагенское соглашение h**t://unfccc.int/files/meetings/cop_15/application/pdf/cop15_cph_auv.pdf
3. Международная энергетическая программа МЭА h**t://w*w.iea.org/about/docs/iep.pdf
4. Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформам о сотрудничестве в области энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии
5. Общие цели МЭА h**t://w*w.iea.org/russian/pdf/shared_goals.pdf
6. Рамочное соглашение между Правительством Республики Казахстан и
Правительством Китайской Народной Республики о развитии всестороннего сотрудничества в области нефти и газа h**t://ru.government.kz/docs/p040543.htm
7. Санкт-Петербургский план действий h**t://g8russia.r*/docs/11.html
8. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере h**t://w*w.mid.r*/BDOMP/spd_md.nsf/0/F0A9B737B3D6A728442579B50036614D
9. Энергетическая стратегия Китая до 2020 h**t://nrac.wvu.edu/projects/sheia/publications/chinaenergypolicy2020.pdf
10. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
Литература:
11. China’s thirst for oil // Asia Report, N°153, 9 June 2008
12. Daniel H. Rosen. China Energy A Guide for the Perplexed // Peterson Institute for International Economics, May 2007
13. Energy security and innovations in the renewable energy system in China // Asian Creativity in Culture and Technology, NTNU, Trondheim, 13-15.11.2008
14. Shaping China\'s Energy Policy: actors and processes // Journal of Contemporary China, 18(61), September 2009
15. Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая // М.: ИД «ФОРУМ», 2009
16. Бжезинский З. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. М., 2007.
17. Боровский Ю.В. Современные проблемы мировой энергетики. // М.: Навона, 2011.
18. Виноградова О. Китай: Близок локоть, да не укусишь. // Нефтегазовая вертикаль. – 2008. – 16 января
19. Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай - Россия - 2050: стратегия соразвития // М.: Институт экономических стратегий, 2006.
20. Тренды и сценарии развития мировой энергетики в первой половине XXI века/А.М. Белогорьев, В.В. Бушуев, А.И. Громов, Н.К. Куричев, А.М. Мастепанов, А.А. Троицкий. Под ред. В.В. Бушуева. – М.: ИД «ЭНЕРГИЯ», 2011.
21. Чжунго нэнюань фачжань баогао (Доклад о развитии энергоресурсов в Китае – 2006). Ред. Цуй Миньсюань, Пекин, Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2006
Интернет-ресурсы:
22. Bioenergy World Leaders. // Biomass Magazine, December 31, 2009, p. 34 h**t://issuu.com/bbiinternational/docs/december_bmm09
23. BP Statistical Reviewof World Energy h**t://w*w.bp.com/liveassets/bp_internet/globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_energy_review_2008/STAGING/local_assets/2009_downloads/statistical_review_of_world_energy_full_report_2009.pdf
24. BP: Прогноз развития мировой энергетики до 2030 г. h**t://w*w.imemo.r*/ru/conf/2011/01022011/Presentation_2030_Rus.pdf
25. CGNPG, Areva sign 8b-euro nuclear energy deal h**t://w*w.newsgd.com/news/guangdong1/content/2007-11/30/content_4283698.htm
26. China eyes 20% renewable energy by 2020 // China Daily, 06.10.2009. h**t://w*w.chinadaily.com.cn/china/2009-06/10/content_8268871.htm
27. China hikes 2011 solar power target h**t://w*w.chinadaily.com.cn/bizchina/2009-07/03/content_8350947.htm
28. China to spend $30b more on afforestation by 2021 h**t://w*w.chinadaily.com.cn/china/2010-08/18/content_11172066.htm
29. China tops E&Y ranking for renewable energy // China Daily, 09.08.2010. h**t://w*w.chinadaily.com.cn/business/2010-09/08/content_11275172.htm
30. China weighs \'right side of history\' in Gulf h**t://w*w.atimes.com/atimes/China/NA18Ad02.html
31. China. Country Analysis Briefs h**t://w*w.eia.gov/cabs/china/pdf.pdf
32. China\'s Crude Oil Imports Data for December h**t://w*w.chinaoilweb.com/UploadFile/docs/Attachment/2010-3-172344936.pdf
33. CNPC in Algeria h**t://w*w.cnpc.com.cn/eng/cnpcworldwide/africa/Algeria/
34. Country Comparison: Population https://w*w.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2119rank.html?countryName=Pakistan&countryCode=pk®ionCode=sas&rank=6#pk
35. Egypt, China sign trade MOU h**t://w*w.thedailynewsegypt.com/egypt-china-sign-trade-mou.html
36. Global installed wind power capacity 2008/2009 (Mw) // Global Wind Energy Council h**t://w*w.gwec.net/fileadmin/documents/PressReleases/PR_2010/Annex%20stats%20PR%202009.pdf
37. IEA the First 30 Years: The History of the International Energy Agency h**t://w*w.iea.org/Textbase/nppdf/free/4_ieahistory.pdf
38. Iran, China to expand cooperation on construction of nuclear power plants Iran, China to expand cooperation on construction of nuclear power plants h**t://w*w.liveleak.com/view?i=271_1201629846
39. Nigeria, China Sign Major Oil Deal h**t://online.wsj.com/article/SB10001424052748703460404575243892823004542.html
40. Nuclear power in China h**t://w*w.world-nuclear.org/info/inf63.html
41. Oil Reserves By Country 2011 h**t://exploredia.com/oil-reserves-by-country-2011/
42. The Strategic Petroleum Reserve: History, Perspectives, and Issues h**t://w*w.fas.org/sgp/crs/misc/RL33341.pdf
43. Top 10 Countries Using Solar Power h**t://1bog.org/blog/top-10-countries-using-solar-power/
44. А.Габуев: Австралия усмиряет Китай газом. PetroChina закупает рекордные объемы сразу на $41,3 h**t://w*w.centrasia.r*/newsA.php?st=1250742960
45. Бондаренко Д. Австралия получила крупнейший в своей истории экспортный контракт. h**t://w*w.ukrrudprom.ua/digest/Kitay_skupaet_energoresursi.html
46. Боровский Ю. Политизация мировой энергетики//Международные процессы, №1 (16), январь-апрель, 2008. h**t://w*w.intertrends.r*/sixteenth/002.htm
47. Бразильская Petrobras договорилась о привлечении кредита на 10 млрд долл. от Банка развития Китая. h**t://w*w.rbc.r*/rbcfreenews/20090220085411.shtml
48. В.Билан: Обама в тупике. О причинах „застоя\" восточной внешней политики США h**t://w*w.centrasia.r*/newsA.php?st=1266097980
49. ВИЭ: основы выживания h**t://w*w.tek-russia.r*/issue/articles/articles_70.html
50. Волович А. А. Китай на энергетическом рынке Ближнего Востока. h**t://w*w.iimes.r*/rus/stat/2004/22-09-04.htm
51. Выступление президента России Д. А. Медведева в Университете Хельсинки и на пресс-конференции по итогам российско-финляндских переговоров (20 апреля 2009г.) h**t://archive.kremlin.r*/text/docs/2009/04/215303.shtml
52. Глобальная энергетическая безопасность h**t://g8russia.r*/docs/11.html
53. Ергин Д. Гарантировать энергетическую безопасность // Россия в глобальной политике, №1, январь – февраль, 2006. h**t://globalaffairs.r*/number/n_6320
54. Канада - \"сырьевой придаток\" КНР h**t://w*w.vestifinance.r*/articles/6246
55. Китай вновь отказался поддержать новые санкции против Ирана h**t://analitika.at.ua/news/kitaj_vnov_otkazalsja_podderzhat_novye_sankcii_protiv_irana/2010-03-05-22384
56. Китай готов к продвижению углубленного развития отношений с АС и африканскими странами h**t://russian.china.org.cn/news/txt/2012-01/21/content_24460852.htm
57. Китай и Иран подписали контракт о разработке нефтяного месторождения \"Северный Азадеган\" h**t://w*w.bc-sco.org/?level=10&id=667&lng=ru
58. Китай и Япония продолжают развитие ветроэнергетики h**t://w*w.bellona.r*/articles_ru/articles_2012/wind1
59. Китай освоит газовое месторождение в Иране h**t://w*w.chinapro.r*/rubrics/1/2053/
60. Китай разгулялся в Африке h**t://w*w.kommersant.r*/Doc/1271774
61. Китай сократит закупки иранской нефти h**t://lenta.r*/news/2012/02/20/oil/
62. Китайский нефтегазовый гигант China National Offshore Oil (CNOOC) завершил сделку по покупке 50% аргентинской нефтегазовой добывающей компании Bridas h**t://polpred.com/?ns=1&ns_id=219347
63. Корнеев А.В. Энергетические приоритеты Барака Обамы: возможности и перспективы//Бурение и нефть, №3, март, 2009. h**t://homepage.corbina.net/~setavrc/pdfdoc/obam-prt.pdf
64. Крупнейшая в Китае база по выработке электричества из солнечной и ветровой энергии – Герму h**t://russian.china.org.cn/environment/txt/2009-11/24/content_18944985.htm
65. Крупнейшая энергетическая катастрофа в США и Канаде h**t://w*w.newsru.com/world/15aug2003/energy.html
66. Лебедева Т.П., Мраморова И.М. Энергетическая безопасность Китая как геополитическая проблема // Государственное управление. Электронный вестник, № 24, сентябрь, 2010 - С.6 h**t://e-journal.spa.msu.r*/images/File/2010/24/Lebedeva_Mramorova.pdf
67. Мария Бруццоне Китай не вписывается в общий хор. h**t://w*w.inosmi.r*/fareast/20120127/184123096.html
68. Мировая энергетика и перспективы \"энергетических\" войн h**t://w*w.kurginyan.r*/clubs.shtml?cat=53&id=318
69. Москва и Пекин превращают отходы в доходы h**t://w*w.eprussia.r*/pressa/articles/17021.htm
70. Нефтяники США подтолкнули Канаду в объятия Китая h**t://forum-msk.org/material/news/8330729.html
71. Об опыте политики энергосбережения в Китае h**t://w*w.ener-eff.r*/index.php/ru/country/armenia/257-2011-03-31-13-27-06
72. ООН и устойчивое развитие. Основные вопросы. h**t://w*w.un.org/ru/development/sustainable/demographics.shtml
73. Пекин спешит поучаствовать в нефтяном буме на Кубе h**t://w*w.ng.r*/world/2010-11-26/7_pekin.html
74. Петелин Е., Перфильев Н. Атомная панда: Китай в поисках энергобезопасности // Индекс безопасности, №2 (85), том 14 h**t://w*w.pircenter.org/data/publications/sirus2-08/081-096_analiz_petelin.pdf
75. Путивцев В.П. Сегодня и завтра атомной энергетики Китая // Информационно-аналитический центр «Миниреал», 2008 h**t://w*w.mineral.r*/Analytics/worldtrend/108/49/index.html
76. Россия и Китай отложили сделку по поставке газа h**t://w*w.warandpeace.r*/ru/news/view/59085/
77. Россия и Китай подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере h**t://w*w.transneft.r*/news/141/?print
78. Сотрудничество по газу с Центральной Азией w*w.cnpc.com.cn/ru/gsxx/gsyw/trqygd/
79. Социалистической нефти стало больше h**t://w*w.utro.r*/articles/2010/01/27/868253.shtml
80. Спрос Китая на нефть вырастет h**t://w*w.chinapro.r*/rubrics/1/2743/print
81. Стартует африканское турне главы китайского МИД h**t://w*w.vesti.r*/doc.html?id=242072&cid=9
82. Строительство четвертого в Китае коридора для импорта энергетики - нефтегазового трубопровода «Китай-Бирма» будет начато в сентябре этого года h**t://russian.dbw.cn/system/2009/06/17/000139985.shtml
83. Ся Ишань Энергетическая стратегия Китая в новой ситуации и энергетическое сотрудничество Китая и России h**t://w*w.sei.irk.r*/symp2010/papers/RUS/P2-02r.pdf
84. Тяньваньская АЭС в Китае перевыполнила годовой план по выработке электроэнергии. h**t://w*w.nuclear.r*/rus/press/nuclearenergy/2114799/
85. Фарнсуорт А. Добыча нефти с океанских глубин// Освоение океана и шельфа, № № 2(28), 2009 h**t://w*w.maritimemarket.r*/article.phtml?id=1040
86. Энергетические сценарии концерна «Шелл» до 2050 года h**t://www-static.shell.com/static/public/downloads/brochures/corporate_pkg/scenarios/shell_energy_scnearios_russian.pdf
Диплом защищался в РУДН на кафедре вечернего отделения по специальности "Международные отношения". Оценка: 5 (B)
Тема: | «Политика КНР в области обеспечения энергоресурсами» | |
Раздел: | Международные отношения | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 88 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Стратегия и техническая политика предприятия (Предмет: Стратегический менеджмент)
Курсовая работа:
Совершенствование административной деятельности полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в области безопасности дорожного движения
Дипломная работа:
Разработка мер по совершенствованию политики Российской Федерации в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения (на примере Санкт-Петербурга)
Дипломная работа:
Общая характеристика административных правонарушений в области связи и информации
Курсовая работа:
Управление оборотными активами организации и его совершенствование в современных условиях