Дипломная работа

«Послевоенная советская пресса»

  • 63 страниц(ы)
  • 2452 просмотров
фото автора

Автор: chaki74

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПОСЛЕВОЕННОЙ ПРЕССЫ 6

1.1 Особенности послевоенной прессы 6

1.2 Методы формирования «образа врага» и отображение начала «холодной войны» в послевоенной прессе 21

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ ПОСЛЕВОЕННОЙ ПРЕССЫ 40

2.1 Формы работы 40

2.2 Методы работы 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

ЛИТЕРАТУРА 62

В переломные моменты истории перед современниками возникает острая необходимость переосмыслить «незыблемые» понятия, что само по себе является моментом поиска нового образа жизни и ценностей. В этих условиях интерес для исследования представляет первое послевоенное десятилетие (1946-1956 гг.). Оно вместило в себя такие разноречивые события как последнюю волну репрессий («ленинградское дело», дело врачей), борьбу с низкопоклонством и космополитизмом, восстановление разрушенного войной хозяйства, смерть Сталина и создание предпосылок к «оттепели» и разоблачению преступлений сталинского режима.

В течение периода произошли значительные изменения во внутренней и внешней политике супердержав и их союзников, а вместе с ними – изменения в стратегии и тактике пропаганды. Если в 1945 – первой половине 1947 года СССР и США формально были союзниками, то со второй половины 1947 года они превратились в непримиримых противников, которые вели психологическую войну. Ее важным элементом был образ врага. В период разрядки международной напряженности – с весны 1953 г., образ врага претерпел изменения. К концу 1954 г. он приобрел то содержание и формы, которые сохранились вплоть до середины восьмидесятых годов. Эти события также влияли на методологию и проблематику выступлений советской прессы.

Победное окончание Великой Отечественной войны стимулировало в советской журналистике дальнейшее усиление идеологической пропаганды, пропаганды величия сталинизма, обожествления личности Сталина во всех сферах жизни. Это в полной мере относится и к журналистике. С окончанием войны возникла острая необходимость в перестройке и дальнейшем развитии прессы, в изменении характера ее работы.

Все вышеизложенное определяет значимость темы форм и методов работы советской прессы послевоенного периода. Данной теме посвящено не так много работ, что и определяет ее актуальность.

Цель дипломной работы – анализ форм и методов работы советской прессы первого послевоенного десятилетия. Поставленная в работе цель определяет следующие задачи:

• выявление особенностей послевоенной прессы;

• анализ формирования «образа врага» в советской прессе послевоенного периода;

• общий анализ форм и методов прессы послевоенного периода;

• изучение пропаганды как неотъемлемой составляющей работы прессы послевоенного периода.

Предметом исследования являются формы и методы работы советской прессы послевоенного периода. Объектом исследования являются газетные и журнальные материалы советской печати рассматриваемого периода. В качестве основного объекта исследования взяты представители союзной («Комсомольская правда» – ежедневная газета, объем 4 листа), городской («Ленинградская правда» – ежедневная газета, объем 4 листа), республиканской («Адыгейская правда» – г. Майкоп, периодичность выхода: вторник, пятница, суббота, воскресенье, объем 4 листа ) и местной («Колхозник Дона» – ст. Казанская, Ростовской области, периодичность выхода: вторник, четверг, объем 4 листа) прессы.

Методологической основой исследования являются принципы системности и историзма, которые предполагают рассмотрение явлений и фактов в совокупности, развитии; изучение структуры и функций предмета исследования, его многообразных связей, образующих определенную целостность. Существенное значение для анализа материала имела теория информации, так как пропаганда – явление не только идеологическое, но и культурное. Основное внимание исследования при рассмотрении функционирования прессы в аспекте пропаганды сосредоточено на анализе способов и форм социального взаимодействия. Исследуются основные характеристики системы журналистской пропаганды, особенности ее функционирования в условиях построения социализма, холодной войны.

Научно-методологическую базу исследования составили фундамен-тальные концепции, представленные в классических, современных исследо-ваниях зарубежных, отечественных ученых журналистов и литературоведов.

Поставленные цели и задачи определили структуру данной работы. Первая глава посвящена общей характеристике принципов и методов работы послевоенной прессы. Во второй главе анализируются конкретные формы и методы работы советской прессы послевоенного периода.

Советская послевоенная пресса имела свои отличительные особенно-сти. К маю 1945 г. структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. В тоже время, после окончания войны почти все местные газеты – республиканские, краевые, областные, городские, районные – продолжали выходить в уменьшенном объеме – на двух полосах (городские и районные – половинного формата «Правды»). Ограниченные размеры газетной площади лишали их возможности наиболее полно освещать жизнь страны и своего района. Остро ощущались бедность материально-технической базы, недостаток журналистских кадров, что в значительной степени сказывалось на качестве периодических изданий.

Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печати, но и провести значительные изменения во всех звеньях и структурах средств массовой информации. После войны произошла существенная перестройка СМИ: был увеличен до четырех полос объем республиканских, краевых и областных газет, возобновилось издание молодежных газет, увеличился объем и стал более частым выход районных изданий. Уже 20 июня 1945 г. ЦК ВКП(б) принимает решение «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Это первое послевоенное Постановление явилось программным для деятельности советской прессы в условиях мирного строительства. Установленный с 15 июля 1945 г. четырехполосный объем республиканских, краевых и областных газет, потребовал от редакций расширить информацию о жизни Советского Союза, союзных республик, краев и областей, больше публиковать материалов по проблемам промышленности, сельского хозяйства и культуры, уделять более пристальное внимание работе среди населения. В Постановлении определялась не только основная проблематика газет, но обращалось внимание и на их оформление, на использование различных газетных жанров. Главное же внимание в Постановлении было обращено на то, чтобы все газеты стали «боевыми органами политического воспитания масс», важнейшим средством «партийного руководства массами» .

Подводя итоги проделанной работы, следует, в первую очередь, отметить, что в деятельности советской журналистики послевоенного десятилетия есть позитивные составляющие. В первые послевоенные годы пресса уделяла внимание задачам восстановления народного хозяйства, распространяли опыт передовиков в промышленности и сельском хозяйстве. В международной проблематике доминирующее место заняла борьба за мир, циклы статей, посвященные показу всемирно-исторического значения разгрома гитлеровской Германии и фашизма.

В региональной и местной печати осуществлялся выпуск новых цен-тральных отраслевых изданий, потребность в которых диктовалась неотложными задачами восстановления народного хозяйства. В структуре советской журналистики появились новые республиканские и областные газеты. Значительное развитие получила пресса на национальных языках. Вместе с тем, будучи целиком подчиненной требованиям административно-командной тоталитарной сталинской системы, пресса стремилась во что бы то ни стало добиться выполнения ее директив.

Послевоенные годы приводят к значительным изменениям во всех звеньях системы советской прессы. Они были связаны в первую очередь с реорганизацией ее структуры. За первое послевоенное десятилетие было принято около 50 документов о печати и других средствах информации. Классификация их позволяет обозначить две основные группы вопросов, на которые в первую очередь обращалось внимание. Первая из них была связана с необходимостью усиления проблемно-тематического содержания печати. Вторая группа – укрепление партийного руководства и борьба с инакомыслием в любых его проявлениях.

В своей организаторской деятельности печать использовала многочисленные формы и методы работы, в творческой – обращалась к различным жанрам. Так редакция газеты «Труд» положила начало новой форме массовой работы – «стахановским вторникам». Проводились они редакцией совместно с отраслевыми профсоюзами и министерствами и преследовали цель распространения передового опыта в различных отраслях промышленности. Стремясь использовать различные формы работы с массами, редакции часто приглашали рабочих и сельских корреспондентов принять участие в общественных рейдах. Возросло значение писем трудящихся в улучшении содержания газеты, был налажен учет читательских писем, контроль за их прохождением, система «обратной связи» с читателями.

Однако основным методом деятельности советской прессы послевоенного периода следует считать пропаганду. Журналистика того времени в одном из своих аспектов существовала как целостный пропагандистский механизм, чьи усилия, по большому счету, были направлены на формирование положительного отношения к тоталитарному режиму. С этой целью пресса окончательно выработала особую систему манипулятивного воздействия на общество, способ-ствующую упрощенному, не критическому восприятию в массовом сознании окружающей действительности. Манипулятивность жур-налистики проявлялась и проявляется в существовании стереотипизации и мифологизации, способствующей формированию единой идеологии, глав-ным образом – единого политического мировоззрения.

Одним из «достижений» пропаганды того времени является формирование «образа врага». В эволюции послевоенного советского варианта образа врага можно выделить ряд этапов. При этом содержание и формы образа врага, отображаемые в прессе, соответствовали направлениям политики советского правительства и определяли его функции. Важнейшая функция образа врага – сохранение общественного и государственного строя, господства номенклатуры в условиях «холодной войны». Для воздействия на общественное сознание сограждан использовался и образ внешнего, и образ внутреннего врага. Связанные друг с другом, эти формы имели и специфические функции. С помощью образа внутреннего врага чиновники осуществляли политику «разделяй и властвуй», развивали взаимное недоверие и конкуренцию между гражданами, а при помощи образа внешнего врага сплачивали отчуж-денных друг от друга индивидов вокруг правительства, ЦК ВКП(б), вождя И.В.Сталина. Подобная тактика способствовала эффективному манипулированию общественным сознанием и поведением граждан, пресекала рост классового самосознания советских рабочих, крестьян, низших слоев бюрократии – тормозила возникновение предпосылок гражданского общества в СССР.

Для мифологизации и внедрения образа врага в массовое сознание ЦК ВКП(б) допустил антисемитскую деятельность наиболее косных представителей аппарата и населения. В результате термины «еврей» и «сионист» стали синонимами врага. Мифологическое мышление идеологов и граждан приводило к искажению фактов всемирной и отечественной истории в угоду политической конъюнктуре; способствовало подмене патриотизма великодержавной гордыней; развитию национализма, а не действительного национального самосознания у народов СССР; вело к неадекватному общественному познанию; неверному самопознанию личности.

В тоже время, с точки зрения автора, необходимо строго различать навязываемый номенклатурой державный вариант «советского патриотизма» и патриотизм миллионов советских людей, которые отстояли свою родину в борьбе с фашизмом, восстановили ее экономику после войны. Важнейшая черта державного варианта патриотизма – слепая ненависть к государствам-противникам и инакомыслящим соотечественникам, ненависть, которая приводила к дискредитации всех сторон жизни других наций, к современным формам невежества и догматизму. Эта ненависть отсутствовала в широких кругах советских людей, и государство было вынуждено искусственно воспитывать ее в людях.

Однако, внедренный в массовое и индивидуальное сознание, образ врага превратился в элемент саморазрушения общества и личности. В середине 50-х годов советский вариант внутреннего образа врага потерпел крах, стал медленно уходить из общественного сознания. Образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 80-х годов.

1. Хрестоматия по истории отечественной журналистики. / Под ред. И.В. Кузнецова. – М., 2004.

2. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. – М.: Высшая школа, 1980.

3. Берге Ванден Иван. Историческое недоразумение? «Холодная война» (1917-1990). – М., 1996.

4. Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. – М., 2000.

5. Даллес А. О политике // Вопросы истории. 1998. № 4.

6. Денисов А. К 80-летию «Кузнецкого рабочего». Истории строки. Вместо пресс-служб были пресс-папье. // Кузнецкий рабочий. 27.08.2009.

7. Джилас М. Лицо тоталитаризма. – М., 1992.

8. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М., 2001.

9. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. – М.: Дрофа, 2001.

10. Журналистика и идеология / Под ред. В. В. Ученовой. – М., 1985.

11. История России 20 века. / под ред. Б.В. Личмана. – Издательство УГ-ТУ-УПИ, Екб, 2003.

12. Крысько В. Г.Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). – Минск, 1999.

13. Кузнецов И.В. История новейшей отечественной журналистики (1917-2000). – М., 2002.

14. Кузнецов И.В., Мишурис А.Л. История партийно-советской печати. – М.: Изд-во московского университета , 1974.

15. Лелъчук В.С., Пивовар ЕМ. Конфронтация двух систем и менталитет советского общества // СССР и холодная война. – М., 1995

16. Николаева Н.И. Новый образ США: изменения в советской политике и пропаганде 1947-1948 гг. // Вопросы истории. 1999. №1.

17. Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики. – М., 2000.

18. Почепцов Г. Г. Информационные войны. – М., 2000.

19. Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. – М.: Центр, 2004.

20. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. – М.: Центр, 1998.

21. Почепцов Г. Г. Тоталитарный человек: очерки тоталитарного симво-лизма и мифологизма. – Киев.: Глобус, 1994.

22. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики – М.: Высшая школа, 1980.

23. Скуленко М. И. Журналистика и пропаганда. – Киев, «Вища школа», 1987.

24. Стровский Д. Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.

25. Теория и практика советской периодической печати / ред. Д. Т. Бека-сов и др. – М.: Высшая школа, 1980.

26. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде 1945-1954 гг. – М., 1999.

27. Фатеев А.В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма // Преподавание истории в школе. 1995. №7.

28. Филиппов A.M. Германский вопрос: от раскола к объединению. – М., 1993.

29. Филиппов А.М. Как начиналась «холодная война» // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение. – М., 1995.

30. Филиппов A.M. «Холодная война». Историографические дискуссии на Западе. – М., 1991.

31. Фред С. Сиберт, Уилбур Ш., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Вагриус, 1998.

Покупка готовой работы
Тема: «Послевоенная советская пресса»
Раздел: Журналистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 3700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика