Курсовая работа

«Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования»

  • 31 страниц
Содержание

Введение….3

I. Государственный бюджет, его структура и основные мак-роэкономические функции….4 - 9

II. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета….10 - 17

III. Балансирование госбюджета и его особенности в России…18 - 27

Практикум….28

Заключение…29

Литература….30 - 31

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Изучение бюджетной системы и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетной системы как важнейшего элемента финансовой системы государства, основных черт бюджета и его структуры выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение его особенностей в России.

Фрагмент работы

I. Государственный бюджет, его структура и основные мак-роэкономические функции.

Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы для деятельности государства. Характеристики государства обусловливают характеристики бюджета.

II. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалан-сированного бюджета.

В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансировании его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

III Балансирование госбюджета и его особенности в России.

Бюджетная политика основывается на нескольких теоретических концепциях, которые построены на различных макроэкономических основаниях.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развития национальной экономики. Однако такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает возможности фискальной политики государства, имеющую стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении номинальных денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.

Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюд-жет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список литературы

Учебники

1. Экономическая теория. Под ред. И.П. Николаевой. М. ЮНИТИ. 2002г. гл.17.

2. Экономическая теория. Под ред. И.П. Николаевой. М. Проспект 2006г. гл.17.

3. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие для вузов под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004г. гл.15.

4. Экономическая теория. Под ред. Слагода В.Г. М.: ЮНИТИ. 2003г. гл.12

Статьи

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ "О бюджетной политике в 2008 - 2010гг.". - "Финансы". - 2007. - №3.

2. Иванова М.А. Источники покрытия дефицита федерального бюджета и долговая политика государства на современном этапе. "Финансы и кредит", 2006г. №8.

3. Кудрин А.Л. Экономическая политика и федеральный бюджет 2006года. "Финансы". 2006г. №2.

4. Кудрин А.Л. Трёхлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики. "Финансы". - 2007. - №4.

5. Е. Сидорова. Госбюджет как ключевой инструмент экономической политики. - "Мировая экономика и Международные отношения". - 2007. - №6.

6. Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры. "Вопросы экономики". - 2006. - №3.

7. Полевой Д. Бюджетная и налоговая политика. "Российская экономика: тенденции и перспективы". - 2006. - №1-№3.

8. Придачук М.П. Бюджетный процесс в России: теоретические аспекты и институциональная динамика. "Финансы и кредит". - 2006. - №28.

9. Рогова О.Л. Антиинфляционный синдром бюджетной и денежно-кредитной политики. "ЭКО". - 2007. - №1.

10. Придачук М.П. Бюджетная реформа в Российской Федерации: достигнутые успехи и полученный опыт. "Финансы и кредит". - 2007. - №13.

11. Сенчагов В. Бюджетная политика и её роль в обеспечении экономического роста. "Вопросы экономики". - 2007. - №5.

Примечания

Защищена на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика