Контрольная работа
«Мировоззрение, его структура»
- 18 страниц
1. Мировоззрение, его структура….3
2. Истоки философского знания: миф, религия…6
3. Объект и предмет философии….10
Список использованной литературы….18
Приложение
Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.
«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении присутствуют как интеллектуальный, так и эмоциональный опыт людей. Первый относят к миропониманию, второй – к мироощущению.
В мировоззрении следует выделить два важных момента: прежде всего оно многомерно, то есть формируется под влиянием различных сфер человеческой деятельности. В нем присутствуют не только знания, но и чувства, оценки, настроения, воля, нормы, идеалы. Мировоззрение не сводимо просто к знаниям. Во-вторых, мировоззрение носит целостный характер. Взаимосвязь отдельных его элементов определяет целостность, духовный стержень личности.
1. Мировоззрение, его структура.
Мировоззрение - система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения к миру, к себе . Наличие мировоззрения - показатель зрелости не только личности, но и социальной группы. Субъектом мировоззрения, является и личность, и социальная группа, и общество в целом. Мировоззрение определяется: историческими условиями, личностью человека, материальными условия, культурой (образование, воспитание, искусство).
Структура мировоззрения:
1. знания
2. система ценностей
3. опыт.
На основании этого формируется поведение. Мировоззрение включает в себя проблемы:
1. Что есть мир? Сущность бытия, космоса. Кто сотворил? Есть ли начало? Есть ли границы?
2. Мир стабилен или развивается? Как развивается: по кругу, по спирали, бесконечным потоком?
3. Сущность человеческого бытия, его роль в этом мире?
4. Познаваемость мира.
5. Проблема бога, смысла жизни, личного бессмертия.
Всякое мировоззрение окрашено атмосферой человеческой сущности. В мировоззрении включено волевое начало человека. Разум и воля – необходимые элементы человеческих убеждений. Мировоззрение зависит от бытия человека.
2. Истоки философского знания: миф, религия.
Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение) . В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы - эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того, много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли - анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
3. Объект и предмет философии
Многообразие мировоззренческих школ и направлений нашло свое отражение, прежде всего, в различном понимании предмета и важнейших вопросов (проблем) философии.
При всем многообразии исторических и современных представлений о предмете философии их можно, с известной долей условности, свести к трем основным позициям. Коротко их охарактеризуем.
Первая точка зрения склонна преувеличивать значение научно-познавательной функции философии, и ее следует квалифицировать как гносеологизаторскую. Типичный представитель этой точки зрения – неопозитивизм, который поставил целью устранить из философии все так или иначе связанное с человеческой субъективностью: прежде всего разного рода оценочные суждения типа «данное историческое событие прогрессивно (реакционно)», «человек по своей природе добр (или зол)» . Суждениям было отказано в каких-либо научных основаниях.
Наиболее последовательные позитивисты потребовали полного изъятия аксиологических (оценочных) высказываний из «строгой» и «нейтральной» десубъективированной философии. По их мнению, они лишены смыслового значения (не истинны, не ложны), в них отсутствует объективное содержание, так как они ничего не описывают и не могут быть подтверждены или опровергнуты прямым человеческим опытом. Если же вдруг оценочные понятия или суждения проникают в науку и философию, то необходимо применить соответствующие способы их устранения.
Определения философии и ее предмета остаются постоянным объектом дискуссии. До середины 80-х годов XX столетия соответствующие представления в советской философской мысли отличались явным уклоном в сторону гносеологизма и сциентизма.
Основной вопрос философии – отношение духовного и материального. Он имеет антологическую и гносеологическую стороны. При его решении философы подразделяются на философские направления: материализм, идеализм, дуализм, гносеологический оптимизм и агностицизм.
Существует три позиции решения онтологической проблемы :
1. Идеализм – это направление философии, которое считает идеальное сознание первичным по отношению к материальному сознанию.
2. Материализм – это направление философии, которое считает материальное сознание первичным по отношению к идеальному сознанию.
3. Дуализм (эклектика) – направление философии, в котором признаётся параллельность обоих начал: и материализма, и идеализма.
Идеализм существует в двух формах:
1. Объективный идеализм. Это такое направление философии, которое считает первичным внечеловеческое сознание.
2. Субъективный идеализм. В этом направлении философии считается первичным сознание человека, индивида. Мир – производная сознания человека.
Существует три формы материализма:
1. Наивный стихийный материализм античного мира.
Это не подтверждённые никакими научными доказательствами гениальные догадки.
2. Метафизический материализм XVII-XVIII веков.
3. Диалектический материализм.
Существует три точки зрения на познаваемость мира:
1. Агностицизм (проблема знаний). Этой позиции придерживаются философы, которые считают, что мир принципиально непознаваем.
2. Оптимизм. Признание возможности познания мира.
3. Скептицизм. Философы-скептики признают возможность познания мира, но сомневаются в правильности этого познания.
Список использованной литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат. 2007. - С. 367
2. В. Г. Афанасьев. Основы философских знаний. М.: Изд-во Мысль. 2006. - С. 345
3. Вернадский, В.И. Научное мировоззрение.
4. М.Хайдеггер. Что такое философия? // Вопросы философии 1993. – N 8.
5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М. - 2006. – С123
6. Философия. Курс лекций. Учебное пособие. / Под ред. Сидорова. И.В. - К.: 2007. – С.167
7. Философия. Учебное пособие. / Под ред. Редько, С.А. – М. – С.67
8. Философия. Учебное пособие. / Под ред. Иващенко Н.А. – М: Эксмо. – С.67
Тема: | «Мировоззрение, его структура» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Общественный продукт и его структура. Производство, обмен, распределение и потребление.
Дипломная работа:
Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
Курсовая работа:
Социальная политика государства как технология социальной работы общего социального уровня
Отчет по практике:
ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ: ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа:
Министерство финансов Российской Федерации, его роль в управлении современной финансовой системой России