Контрольная работа

«Античная и средневековая философия, общее и особенное.»

  • 25 страниц(ы)
  • 4990 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

1. Основные направления и проблемы античной философии 4

2. Средневековая философия 12

2.1 Патристика 13

2.2. Переход от патристики к схоластике 15

2.3 Схоластика 16

2.4 Основные проблемы средневековой философии 18

3. Соприкосновение античной и средневековой философии 20

Заключение 24

Библиография 25

Целью написания данной работы является расширение, углубление и закрепление знаний, полученных по предмету «Философия»

С этой целью необходимо раскрыть вопрос: античная и средневековая философия, общее и особенное.

Для этого необходимо подробно рассмотреть античную и средневековую философию, выяснить какие в них существуют направления и какую проблематику они затрагивают, а так же определить какие среди них преобладают.

Далее следует отметить, что схожего, и какими отличиями обладают подходы к философии в античное время и в эпоху средних веков.

Данная тема наиболее интересна тем, что несмотря на схожесть и преемственность античной и средневековой философии, существует между ними и не мало различий, возникших в результате прогресса в области наук и развития представления людей о мире.

Античная и средневековая философия явились мощным импульсом к развитию человечества для своих современников, как в античные времена, так и в средние века, философам того времени удалось переломить столетиями устоявшееся мировоззрение, заставить людей не только задуматься, но и посмотреть на окружающий мир по новому.

Поэтому рассматривая общее и различное в античной и средневековой философии мы фактически изучаем развитие человеческой мысли и философии как науки.

1. Основные направления и проблемы античной философии

Слово "философия" происходит от греческих "phileo" (люблю) и "sophia" (мудрость) и означает любовь к мудрости. [3]

Традиционно развитие греческой философии рассматривается как единый цикл от ее зарождения (VI в. до н.э.), через расцвет и зрелость (V-IV вв. до н.э.), к упадку.

Период классики в античной философии опирается на представление о цельном чувственно-материальном Космосе как объекте философских размышлений. Этап ранней классики (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит) характеризуется интуитивным рассмотрением чувственно-материального космоса. Это своеобразная интуитивная натурфилософия.

Поиски первоэлементов мира ведутся здесь в материальных, реальных, осязаемых органами чувств вещах, явлениях и стихиях, окружающих человека. Человек живет на земле, это его основа, поэтому безусловно верным было бы предположить, что это и основа Космоса. Однако земля неподвижна, а мир движется, значит, должны быть основы этой текучести мира, и их находят в воде и воздухе. Но и земля, и вода, и воздух как бы всегда присутствуют, всегда есть, а в мире существует еще смерть и уничтожение, и в качестве стихии, отражающей данные процессы, выбирается огонь, подвижный и тонкий элемент материи. Кроме того, требовалось еще и некоторое менее конкретно-чувственное представление, отражающее вечность мира и материи. В качестве такового выступает эфир как особая разновидность огня-света.

Философы понимали, что любое явление, любой исследуемый объект многообразен и обладает свойствами, которые не всегда могут быть обнаружены чувствами. Поэтому ионийской традиции Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, разрабатывающей учение о физической материи как первичной по отношению к форме, противостоит пифагорейская традиция, в которой важное место занимает форма, с помощью которой материя, обладающая потенциальными свойствами, становилась конкретным предметом (оформлялась). Реализацией этого представления стало пифагорейское учение о числах.

Представители элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон и другие) утверждали, что форма первична. Напротив, философы атомистического направления (Левкипп, Демокрит) на первое место ставили материю. В ходе дискуссий возникает синтетическое направление, в рамках которого предпринимается попытка связать материю и форму, множественность и единство и рассмотреть их как взаимопереходящие друг в друга. Эмпедокл рассматривал такой переход как результат осуществляющихся с определенной периодичностью космических переворотов. Диоген Аполонийский, напротив, - как постепенный переход одного в другое.

В результате философских споров сформировалось то, что мы сейчас называем основным достижением античности, а именно диалектика как такой метод рассмотрения объектов, при котором видится единство противоположных сторон и представляется возможность синтетического, объединяющего рассуждения о многообразии окружающего нас мира, о разнородности процессов в нем.

Одно из центральных мест в античной философии занимает учение о Логосе. В обыденном значении "логос" - не что иное, как просто речь, а также беседа, суждение, решение или даже общий математический смысл, порядок. Кроме того, в греческой традиции логос рассматривался как жанр прозы, отличной от поэзии, а люди, работающие в данном прозаическом жанре, назывались логографами. В античной драме логос обозначал диалог действующих лиц в отличие от хорового выступления. Однако в современную культуру входит иное понимание данного термина в античности, прежде всего его философская интерпретация. И здесь логос означает процесс рационального (логического) проникновения мыслящего человека в смысл явлений, противостоящий нерациональному мышлению.

В данной работе был освещен вопрос: античная и средневековая философия, общее и особенное.

В процессе работы было рассмотрены этапы развития античной (прежде всего греческой) философии. При этом следует отметить, что она всегда рассматривается как единый цикл от ее зарождения, через расцвет и зрелость к упадку. К периоду классики античной философии принадлежат такие выдающиеся теоретики, как Фалес, Гераклит, Пифагор, Демокрит и другие (сторонники интуитивной натурофилософии). Кроме того известна элейская школа (Ксенофан, Парменид), в которой утверждалось, что форма первична (материя на первом месте). К поздней классике принадлежат учения Аристотеля. Сформировались диалектика, учение о Логосе, появились такие направления философской мысли, как эпикуреизм и стоицизм, скептицизм.

Так же была рассмотрена средневековая философия. Ее специфика была обусловлена возникновением и развитием христианства. Здесь выделяют следующие этапы:

1. патристика;

2. переход от патристики к схоластике;

3. схоластика.

В различные периоды существовало многообразие взглядов и подходов к проблемам философии, где появлялись новые направления, школы, с фигурировавшими именами известных людей античного мира и периода средневековья.

В результате проведенной работы были закреплены, углублены и расширены теоретические знания по заданной теме.

1. Волкова А. Н., Горнев Р. Н. История философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия: Учебник. – М.: Пермский университет, 2000.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика