Дипломная работа

«Милитаризм и традиции Японии периода Мэйдзи (1868 – 1912)»

  • 86 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ТРАДИЦИИ САМУРАЕВ 17

§1. СУЩНОСТЬ БУСИДО 17

§ 2. ЯМОМОТО ЦУНЭТОМО О ТРАДИЦИЯХ САМУРАЕВ 31

ГЛАВА II МИЛИТАРИЗМ ЯПОНИИ И ТРАДИЦИИ САМУРАЕВ В ПЕРИОД МЭЙДЗИ 44

§ 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ОБЩЕСТВО В ПЕРИОД МЭЙДЗИ 44

§2. ПРАКТИКА МИЛИТАРИЗМА ЯПОНИИ В ПЕРИОД МЭЙДЗИ 65

§3. ЯПОНСКИЙ И НЕМЕЦКИЙ МИЛИТАРИЗМ, СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

Введение

Милитаризм Японии конца XIX – начала и середины XX столетий является предметом исследовательской работы, как отечественных, так и зарубежных историков. Основная проблема – объяснение причин скорого и интенсивного роста не только экономической мощи Японии, но и ее милитаризма.

Под милитаризмом в данной работе мы будем понимать следующее. В политической энциклопедии милитаризм определяется как «система политических, идеологических и экономических средств, используемых определенными социальными группами (объединениями) в интересах наращивания военной мощи государства с целью достижения своих интересов во внешней (и внутренней) политике» . Там же можно найти, что причины милитаризма лежат в экономической сфере, однако непосредственно он появляется в области социально-групповых и политических отношений.

В толковом словаре русского языка милитаризм определяется как «политика усиления военной мощи государства с целью подготовки к войне (обычно агрессивной, захватнической)» . В первом определении милитаризм – это система средств, во втором – политика; и то и другое служит для осуществления интересов правящих кругов. Думается, что в нашей работе мы будем иметь в виду под милитаризмом и систему средств, используемых…, и политику, направленную на осуществление интересов властей предержащих.

Как известно, в основе милитаризма лежит соответствующая идеология, которая состоит из двух составляющих:

1. социально-политическая – взгляды на сущность политического насилия и его роль в жизни общества, рассчитана на оправдание несправедливых войн, маскировку их целей, обман общественности.

2. преимущественно милитаристские политические концепции относительно способов подготовки и ведения войн .

В данной работе мы осветим обе эти компоненты и постараемся выделить ключевые элементы традиции в соответствии с задачами исследования.

На сегодняшний день мы знаем основные причины стремительного развития экономики – залога успешной политики, как внутренней, так и внешней, но остаются сокрытыми глубинные факторы этого развития. Например, Китай и Корея – не так далеко ушли от Японии в плане социально-экономического развития к середине XIX в., и, однако, «японский вариант» не реализовался здесь – не было трансформации социума, его восприимчивости к модернизации. Проблема модернизации актуальна и для сегодняшнего мира, в котором свыше трети государств идут своим путем, в том числе и Россия. Исследователи задаются вопросом: что же повлияло на японский социум таким образом, что он стал трансформировать всю систему народного хозяйства?

Применительно к нашей работе, научный интерес вызвал факт существования традиций самураев и их влияние на весь японский социум. Вплоть до недавнего времени самурайские традиции превозносились классиками японской литературы, кинематографа, простым народом. Японский образ жизни стал экзотикой для стран Запада.

Чтобы понять влияние этих традиций, необходимо проанализировать период Мэйдзи – ключевой период, период перехода от аграрного традиционного общества к индустриальному традиционному обществу (парадокс, не так ли?). Однако период Мэйдзи известен своим неприятием самураев и их ликвидацией как слоя общества…. Проблема заключается в определении роли традиций самураев в росте милитаризма Японии.

Цель данной работы – определить роль традиций самураев в эскалации милитаризма Японии в период Мэйдзи.

Задачи работы мы видим следующие:

 Выявить из доступных источников и систематизировать ключевые элементы традиции самураев: мотивы поведения, отношение к окружающему миру, к другим странам. Определить сущность воинской традиции Японии – бусидо.

 Соотнести результаты анализа с фактическим материалом эпохи Мэйдзи, – в какой степени элементы традиции проявлялись в данную эпоху, и каким образом влияли на рост милитаризма?

Объектом исследования является история Японии периода Мэйдзи (1868 – 1912); предметом – отношения между самурайскими традициями и милитаризмом Японии периода Мэйдзи.

Заключение

30 июля 1912 г. от продолжительной болезни скончался император Мэйдзи. Весть об этом ошеломила нацию: каждый переживал это событие по-своему, но для всех было ясно, что подошла к концу какая-то важная для всей Японии эпоха. В появившихся бесчисленных редакционных статьях редакторы выражали свою скорбь по поводу кончины императора, и тут же перечисляли его достижения: объединение нации, введение конституции, подъем на новый уровень безопасности страны и проведение беспрецедентной индустриализации, вывод Японии на международную арену в качестве великой державы…. Все это составляло предмет гордости каждого японца.

После похорон императора, 13 сентября, генерал Ноги Марэсукэ, герой Русско-японской войны, сделал сэппуку. Вслед за Ноги последовала и его жена . Факт двойного самоубийства – дзунси – после смерти императора ошеломил нацию не меньше, чем смерть Мэйдзи. Многие уже и позабыли о дзунси. Тем не менее, этот факт свидетельствовал о том, что традиции самураев, о которых речь шла в этой работе, не исчезли и в конце эпохи Мэйдзи.

Оскар Ратти и Адель Уэстбрук в своей книге поставили следующий вопрос: «Так удалось ли военному сословию полностью пропитать национальное сознание своей особой интерпретацией сущности национального японского духа, навязав собственные ценности остальной части общества…? Ответ на этот вопрос может дать только исследование периода японской истории, начавшейся в 1868 году, после Реставрации Мэйдзи. Такое исследование поможет понять, прервались ли военные традиции и влияние воинского сословия с восстановлением власти императора или же они были только завуалированы» .

Хотя в нашей работе речь шла о влиянии воинских традиций на милитаризм Японии периода Мэйдзи, мы можем утвердительно ответить на поставленный американскими авторами вопрос: да, без сомнения, традиции самураев определяли развитие Японии в период Мэйдзи, поскольку, как было доказано выше, их носители стояли у власти и вели свое происхождение из самурайских кланов (Сацума и Тёсю). Кроме того, выходцев из самурайского сословия было предостаточно в общественных организациях и в армии, органах внутренних дел и чиновничестве – все это создало основу милитаризма. Следует отметить, что остальное население ничуть не уступало самураям в разделении их ценностей, а подчас наоборот, рьяно защищало их. Вспомним восстание в парке Хибия в начале сентября 1905 г., когда население выступило за продолжение войны с Россией, несмотря на тяжелое налоговое бремя. Такое распространение бусидо в народе объясняется тем, что за многие столетия правления сегунов народ привык жить в системе милитаризма и жесткой иерархии, что не могло не сказаться на его мировосприятии.

Ядро самурайской традиции составляло бусидо – система неписанных правил, обычаев, представлений о качествах буси и его отношениях с господином, своими слугами и другими сословиями Страны Восходящего Солнца. Элементами бусидо были: культ долга (он) и жертвенности (культ смерти), традиция подчинения, стремление к специфическому порядку (иерархии); традиции сострадания, ответственности, чувство «золотой середины», безрассудности, мщения, презрения к своей жизни во имя сохранения своего имени (гири), прагматичности. С восстановлением императорской власти центральной фигурой традиции, вокруг которой стали вращаться все элементы бусидо, стала фигура императора. Его божественная сущность стала освящать эти элементы, качества японского воина, которые стали насаждаться в воспитании, образовании, армии в форме государственного культа синто – кокутай. Такая политика была необходима новому режиму, во-первых, чтобы легитимизировать свою власть, а во-вторых, чтобы, несмотря на проникновение западного образа жизни, укрепить преданность подданных этому режиму, который с самого начала своего существования стал складываться как авторитарный, а значит и милитаристский с жесткой иерархией подчинения и специфическим порядком. Тем не менее, несмотря на эту жесткую иерархию, режим Мэйдзи оказался удивительно гибок в сфере заимствования западного опыта, технологий. Эту гибкость, на наш взгляд, и обусловило бусидо, которое никогда не ставило на пути познания никаких преград, а наоборот, всячески его поощряло.

Наиболее передовые деятели Японии, члены совета Гэнро, происходившие из самурайской среды, в своих социально-политических взглядах на сущность насилия объясняли, что Япония находится в мире, где правят иностранные державы , «белые варвары». Для того чтобы выжить в этих условиях и не стать «мясом на столе», как, например, Китай, Япония должна создать сильную армию и флот, а все подданные Империи должны объединиться во главе с императором и неукоснительно следовать к этой цели. Акцент здесь делался на то, что «вследствие своей изолированности, они [японцы – А.П.] с давних пор страдают манией величия, считая себя умнее и лучше других наций» . Вследствие долгой изоляции Япония исполнилась высокомерия к своим азиатским соседям и вела войны для того, чтобы выполнить свою mission civilisatrice по отношению к ним. Именно в войне за свои национальные интересы Правительство находило объяснение выбранного курса. Для внешней политики Японии второй половины XIX – начала XX вв. характерна агрессивность, захватнический характер войн, беспринципность в выборе средств осуществления своей внешней политики. При этом внутри страны с каждым новым успехом креп патриотизм и преданность новому режиму. Именно на основании этих фактов мы делаем вывод:

 Милитаризм Японии – являлся национальным милитаризмом, т.к. правительство Мэйдзи перенесло традиции самураев с одного слоя общества на все общество в целом.

 Милитаризм Японии уходит корнями в психологические традиции предшествующих эпох, преимущественно в самурайские.

 Поэтому социально-политическая концепция японского милитаризма постоянно апеллировала к традициям самураев, конфуцианским ценностям, личности императора.

В сегодняшнем мире перед обществом тех государств, которые идут своим путем к светлому будущему (в том числе и Россия), то есть к уровню жизни западно-европейских стран, где построено государство всеобщего благосостояния, как никогда встают проблемы модернизации, которая, к примеру, в России, до сих пор не завершена. На наш взгляд, в свете нашей работы, думается, что причина такого положения может корениться в двух факторах: либо в оторванности от традиции, либо в ситуации, когда традиция душит проникновение капиталистических элементов, традиций капитализма: индивидуализма, предприимчивости, самостоятельности, пунктуальности и пр. Япония как в XIX – м, так и в XX столетии, как в этом же столетии послевоенная Турция, Иран (белая революция) и ряд других восточных государств, смогла использовать свои традиции для проведения модернизации и защиты своих национальных интересов. Этот опыт очень важен и может способствовать выработке национальной стратегии развития государства, которое стремится к лучшему будущему.

Список литературы

1. Бисмарк О. Мемуары Железного канцлера. М., 2003.

2. Дюмолар. Япония. Политическое, экономическое и социальное положение страны. СПб., 1904 С. 3

3. Книга самурая. Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования. Вечерние беседы в храме Токайдзи. Предания о Такуане. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. СПб. 2005.

4. Книга самурая. Ю. Дайдодзи. Будосёсинсю. Я. Цунэтомо. Хагакурэ. Ю. Мисима. Хагакурэ Нюмон. СПб. 2005.

5. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве./ пер. Боченкова А., Горбатько В. М., 2006

6. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М. 2005.

7. Лаутерер. Япония страна восходящего солнца прежде и теперь. В 2Т. Т2 СПб. 1905

8. Нитобэ И. Бусидо. Душа Японии. Классическое эссе о самурайской этике. М.2004.

9. Сато Хироаки. Самураи: история и легенды. СПб., 2003

10. Японцы о Японии. Сборник статей первоклассных японских авторитетов / под ред. Шрейдейра Д.И., пер. с англ. М.А. Шрейдера и С.Г.Займовского. СПб. 1907

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенедикт Р. Хризантема и меч. М., 2004;

2. Верисоцкая Е.В. Идеология японского экспансионизма в Азии в конце 19 – нач. 20 в. М., 1990;

3. Герберт Н. Становление капиталистической Японии. Экономические и политические проблемы периода Мэйдзи. М., 1952;

4. Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М., 1968;

5. Загорский А.В. Япония и Китай: пути общественного развития. М., 1991;

6. Кин Д. Японцы открывают Европу. 1720 – 1830 гг. М., 1972;

7. Кинг У. Дзэн и путь меча: опыт постижения психологии самураев. СПб., 1999

8. Мак-Клейн Дж. Л. Япония. От сегуната Токугавы – в 21 век/ пер. с англ. Е.А. Красулина. М., 2006;

9. Маслов А.А. Путь воина. Секреты боевых искусств Японии. Ростов-на/Д. 2004;

10. Молодяков В.Э. Консервативная революция в Японии: идеология и политика. М., 1999;

11. Накорчевский А.А Синто. СПб., 2003;

12. Окамото Сюмпэй. Японская олигархия в Русско-японской войне. М., 2003;

13. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. 1947;

14. Ратти О., Уэстбрук А. Тайны древних цивилизаций. Самураи. М., 2006;

15. Свечин А.А. Эволюция военного искусства. Т 2. — М.-Л.: Военгиз, 1928;

16. Скопин В.И. Милитаризм. Исторические очерки. / под ред. проф. Н.В. Пуховского. М., 1957;

17. Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. М., 1984;

18. Судзуки Д.Т. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб., 2004;

19. Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. СПб., 2003;

20. Тояма Сигэки. Мэйдзи Исин (Крущение феодализма в Японии. М., 1959;

21. Фуллер Р. Японское военное и гражданское холодное оружие/ пер. с англ. А.С. Левченков. М., 2003;

22. Шишов А.В. Разгром Японии и самурайская угроза. М., 2005.

Примечания

шривт 12, интервал полуторный

Покупка готовой работы
Тема: «Милитаризм и традиции Японии периода Мэйдзи (1868 – 1912)»
Раздел: История
Тип: Дипломная работа
Страниц: 86
Цена: 1200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика