Дипломная работа

«Развитие внимания и памяти детей младшего школьного возраста посредством ритмопластики »

  • 60 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста посредством ритмопластики 7

1.1. Характеристика психических процессов детей 7

младшего школьного возраста 7

1.2. Система психолого-педагогических мероприятий по развитию внимания и памяти у детей младшего школьного возраста 11

1.3. Психокоррекционное значение ритмопластики в развитии психических процессов у детей 17

1.4. Метод ритмопластики в психокоррекционных и развивающих программах 22

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста посредством ритмопластики 26

2.1. Цель, задачи, методики и ход исследования 26

2.3. Обработка и анализ полученных результатов 32

Заключение 49

Список литературы 51

Введение

Ритмопластика в системе психолого-педагогической деятельности является доступным средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому она популярна в дошкольных и школьных учреждениях как метод непосредственного развития внимании и памяти сопровождающие успех в общей образовательной деятельности и психокоррекционной работы с детьми.

Музыкальное сопровождение упражнений ведет к более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Проблема: Недостаточно психологического и научного обоснования для выявления механизмов построения педагогических методик, для усвоения школьной программы учащимися, усугубление тем, ученики перегружены потоком информации в связи со специализацией школы. Современный человек должен быть высококультурным, поэтому ему необходимо найти психолого-педагогические способы усвоения группировки разноуровневой информации.

Актуальность: Обращение к данной теме востребовано необходимостью подробно рассмотреть механизмы, способствующие эффективному усвоению школьного материала, развитию основных психологических процессов – памяти, внимания. Актуальным становится поиск и разработка способов и методик, направленных на развитие внимания и памяти младших школьников посредством ритмопластики. Экспертная оценка существующих методик ритмопластики для работы в школе. Проверка эффективности программ ритмических движений. Современная система образования нацелена на создание наиболее эффективных программ освоения учебной программы (Приказ «006655 от 14 апреля 2009).

Предложенный для экспертирования метод ритмики постоянно совершенствуется, расширяет сферы применения. Задача практического применения ритмики как вида физической активности, которая впитывает в себя возможности разных направлений деятельности и видов спорта, а музыкальное сопровождение занятий ритмикой делает их доступными для людей разного возраста, в том числе и младших школьников, стоит перед педагогическими и психологическими лабораториями.

Опираясь на актуальность предложенной темы, целью исследования является выявление механизмов способствующих развитию внимания и памяти у детей младшего школьного возраста посредством ритмопластики.

Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ концепций изучения внимания у детей младшего школьного возраста;

2. Выявить эффективные методы психолого-педагогической работы с младшими школьниками в современной практической психологии;

3. Подобрать методы диагностики внимания и памяти у детей младшего школьного возраста, проведение измерения до и после применения метода ритмопластики;

4. Составление экспериментального отчета по экспертируемой методике;

5. Составление комплекса упражнений ритмопластики для повышения эффективности внимания и памяти у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – внимание и память в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования – ритмопластика как способ развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: использование ритмопластики повышает эффективность внимания и памяти у детей младшего школьного возраста и позволяет повысить общую академическую успеваемость.

В ходе комплексного изучения проблемы нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, статистическая обработка. В работе были использованы следующие методики:

1. Методики определения продуктивности и устойчивости внимания (Ландольт);

2. Методика, направленная на изучение непроизвольной и произвольной зрительной памяти, слуховой памяти Черемошкиной Л.В.

3. Методика исследования непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (А.А. Смирнов);

4. Определение объема кратковременной памяти по методу Джекобса.

Методологическая основа исследования.

Наше исследование опиралось на экспериментальные работы, посвященные научному описанию ритмо - музыкальному воздействия на личность (И.М. Догель, 1880; В.М. Бехтерев, 1916; Л.С. Выготский, 1926, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.М. Теплов, А. Бине, 1986; Б.А. Вяткин, 1980; Л.Я. Дорфман, 1980, В.Н. Мясищев, 1981; Декер-Фойгт, 1981; И.В. Темкин и др.).

В экспериментах, посвященных исследованию влияния музыки, танцев на психическое состояние человека установлено, что ритмопластические занятия: активизирует умственную работоспособность (Е.П. Гейтвуд, 1921; И.М. С.М. Рашман, 1973; А.А Калашников, 1979); оптимизирует интеллектуальную и творческую деятельность (В.Н. Петрушин, 1986;Т.О. Гордеева, 1992; Н.В. Шутова, 1995; И.В Курышева, 2004); способствует концентрации внимания (Л.П. Трегубова, 1972; Г.А. Березина, 1977); улучшает кратковременную память (Г.Ю. Маляренко, 1993; Н.В. Шутова, 1995; Л.В. Хватова, 2006); повышает показатели вербального и невербального интеллекта (Г.Ю. Маляренко, 1993; М.В. Хватова, 1996); стимулирует воображение (В.П. Петрушин, 1986); изменяет поведение человека (Б.Г. Ананьев, 1928; А.В. Гребенникова, 1995; Л.П. Новицкая, 1984, А.И. Буренина 2000).

Заключение

Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами.

Соответственно, среди общих способностей, очевидно нуждающихся в развитии в процессе учебы, в первую очередь надо назвать внимание и память. Современная литература по психологии содержит описание различных систем тренировки этих процессов. Однако, для такого рода умственной деятельности на уроке просто нет времени. И самое главное, те или иные умственные действия не надо навязывать, их необходимо взращивать, опираясь на индивидуальное своеобразие познавательной активности ребенка (в данном случае речь не идет о глубоких психологических исследованиях педагога, достаточно учитывать очевидные факты, поведенческие характеристики).

Одним из средств, позволяющих повысить эффективность психолого-педагогических мероприятий является использование методов ритмопластики.

Занятия ритмопластикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Ритмические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом.

Движение биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. В процессе антропогенеза наш организм формировался при постоянном движении. Однако, в современных условиях доля мышечных усилий в режиме жизни человека уменьшается. Такое положение особенно опасно на фоне нервно - психических напряжений и возросшей умственной нагрузки, необходимой для переработки огромнейшего потока разнохарактерной информации, и нездоровой экологии больших городов. Дефицит движений особенно опасен в период роста и формирования организма. Это чрезвычайно важно иметь в виду, поскольку значительная часть современных школьников имеют различные хронические заболевания, а физическое развитие их и подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам. В то же время регулярные движения стимулируют рост, способствуют гармоничному развитию мышц, стимулируют работу внутренних органов и нервной системы, предупреждают нарушения осанки и плоскостопия, повышают работоспособность ребенка.

Восполнить этот дефицит могут только регулярные занятия физическими упражнениями, а именно занятия ритмопластикой, которая способствует привитию навыков здорового образа жизни. Ритмика - это синтез элементов физических упражнений, танца, музыки.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2001.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Изд-во КГУ,1996. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1993.

3. Антоновский А.Д. Технологическая модель обучения студентов высших заведений физической культуры по дисциплине «Гимнастика» / Автореф. дис. … канд. пед. наук. Смоленск: СГИФК, 2005. 20 с.

4. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000.

5. Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М.: ЭКСМОПРЕСС, 2002.

6. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 274 с.

7. Бандура А., Уолтере Р. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 2000.

8. Бардиер Г., Розман И., Чередникова Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб.: Стройлеспечать, 1996. - 93 с.

9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

10. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М.,2000.

11. Большаков В.Ю. Психотренинг.Социодинамика.Игры.Упражнения. – СПб., 1994.

12. Борисенко С. И., Терехина Р. Н., Савельева Л. А., Турищева Л. И. К вопросу о хореографической подготовке в гимнастике / Тезисы докл. межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых СПбГАФК. СПб.: 1996. С. 57-59.

13. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб, 2000.

14. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1999.

15. Виленский М. Я., Черняев В. В. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре и спорту в вузе. М.: ГНО «Прометей» МГУ, 2004. 306 с.

16. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

17. Гертнер С. В. Формирование готовности будущих учителей к оздоровительной работе в летних оздоровительных лагерях/ Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т., 2005. 22 с.

18. Гуревич К.М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностики. – М., 1998.

19. Дако П. Новое искусство жить./ Пер. с франц. – М.: Институт практической психологии, 1995.

20. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М.: РАГС, 1999.

21. Драгвоз Л.А. Использование элементов музыкально-ритмического воспитания по системе К. Орфа в процессе занятий по физической культуре // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. /Под ред. С.Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 1999, с. 77-79.

22. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста". - М.: Линка-пресс, 1999. - 256 с.

23. Зинченко А.П. Аффект и интеллект в образовании. – М., 1995.

24. Иващенко Т.И. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Мн., 1980. 299 с.

25. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей 6 лет // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 11-12, с. 40-41.

26. Камскова Ю. Г. Физиологические основы механики мышечного сокращения. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. 262 с.

27. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995.

28. Коломинский Я. Л. Детская психология. Мн., 1998. 399 с.

29. Конспект лекций по возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред.: М. А. Дыгун. Мозырь, 2005. 179 с.

30. Конспект лекций по психологии / Под общ. ред. М. А. Дыгун. Мозырь, 2004. 151 с.

31. Косихин В.П. Модель педагогической готовности будущего учителя–предметника к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе // Теория и практика физической культуры, 1995. № 5–6. С. 43–44.

32. Крутецкий В. А. Психология. М., 1986. 336 с.

33. Кузьмин А. М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры / Дис. … докт. пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 1999. 310 с.

34. Лазурский А.Ф. Самовоспитание школьников. – М.: Педагогика, 1996, - 160 с.

35. Лейфа А. В. Система физической активности и здоровьесберегающих средств как фактор достижения оптимального уровня профессиональной готовности студентов высших учебных заведений / Автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: РГУФК, 2005. 48 с.

36. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.

37. Максимова С.Ю., Фомина Н.А. Использование средств ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности в коррекционной работе //Физическое воспитание детей: проблемы и перспективы: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. /Под ред. С.Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 1999, с. 132-134.

38. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 384 с.

39. Мякинченко Е. Б., Шестаков М. П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / Учеб. пособие для студ. вузов физ. культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 304 с.

40. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. – М., 1995, - 360 с.

41. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.

42. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности). М.: Академический Проект, 2002.

43. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1996.

44. Психологические тесты / Под. Ред. А.А.Карелина. В 2 т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

45. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология в школе / Хрестоматия по социальной психологии (сост. Т.В.Кусатова). – М.: Междунар. педагогич. академия,1993.

46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов н / Д.: «Феникс», 1999.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие внимания и памяти детей младшего школьного возраста посредством ритмопластики »
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Цена: 7000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика