Дипломная работа

«Личностный потенциал одарёного ребёнка и его формирование»

  • 54 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. Проблема одарённости детей в психолого-педагогической науке.7

1.1. Некоторые подходы к изучению одарённости детей …7

1.2. Психологические особенности, механизмы и условия развития личности одаренного ребёнка….….….19

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…29

ГЛАВА II. Формирование личностного потенциала одарённого ребёнка в дошкольном образовательном учреждении….….31

2.1. Личностный потенциал как понятие….31

2.2. Формы и методы обогащения личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста….36

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….43

ЛИТЕРАТУРА….47

ПРИЛОЖЕНИЯ….51

Введение

Актуальность. Проблема одаренности в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в неординарной творческой личности. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Сам термин «одаренность» получает всё больше общественного признания, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «одарённым» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Всё это и обусловило актуальность данной работы.

К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью раннего выявления, обучения и воспитания, одаренных и талантливых детей и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью.

Проблема нашего исследования состоит в том, чтобы выявить каковы выявить каковы возможности и условия формирования личностного потенциала одарённого ребёнка.

Цель – изучить характер личностного потенциала одарённого ребёнка и его формирование в старшем дошкольном возрасте.

Объектом нашего исследования является процесс формирования личностного потенциала одарённого ребёнка.

Предметом исследования – формирование (обогащение) личностного потенциала одарённого ребёнка.

Гипотезу нашего исследования мы сформулировали следующим образом: личностный потенциал детей дошкольного возраста может быть обогащён если:

- своевременно диагностировать и выявить одарённых детей.

- целенаправленно осуществлять педагогическую поддержку в развитии одарённых детей старшего дошкольного возраста.

- формы и методы обогащения (формирования) личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста будут отвечать их интересам.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить некоторые подходы к изучению одарённости детей;

2. Охарактеризовать психологические особенности, механизмы и условия развития личности одаренного ребёнка;

3. Дать определение понятия личностный потенциал;

4. Изучить и апробировать формы и методы обогащения (формирования) личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой работы послужили идеи современных отечественных исследователей об особенностях психики одаренных детей (Н.Лейтес), о психологических принципах развития детей младшего школьного возраста (Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской), о дифференцированной системе обучения, дающей больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка (Ю.З.Гильбух).

В работе были использованы труды отечественных и зарубежных авторов об идее саморазвития, самоактуализации личности (В.И.Андреев, Л.Н. Куликова, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, У.Джеймс, К.Коффка, В.Штерн и др.) о взаимосвязи обучения и развития (Л.И.Божович, А.А.Вербицкий, А.К.Марков, Ю.М.Орлов и др) о мотивации учебной деятельности (Г.Айзенк. Г. Россолимо, В.М.Экземплярский, К.Сотонин, А.Г.Петровский, В.Штерн: Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, Дж.Гилфорд, Дж.Рензулли, П.Торренс, А.Таннебаум, др).

Методами исследования стали: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, тестирование, анкетирование, наблюдение. Кроме того проводили фрагментарную опытно-практическую деятельность.

В работе были использованы следующие методики, разработанные автором исследования:

1. Опросник на одарённость для воспитателей

2. Опросник на одарённость для родителей

Исследование проводилось на базе ДОУ № 47 «Журавлик». В исследовании приняли участие

Заключение

Основу развития личностного потенциала составляет идея саморазвития, самоактуализации личности, ставшая предметом исследования В.И.Андреева, Л.Н. Куликовой, Д.Б.Эльконина и др. Этого вопроса с разных позиций касались Л.С.Выготский, У.Джеймс, К.Коффка, В.Штерн и др. (взаимосвязь обучения и развития), Л.И.Божович, А.А.Вербицкий, А.К.Марков, Ю.М.Орлов и др. (мотивация учебной деятельности) и т.д. Таким образом, в определенной мере отдельные аспекты проблемы обогащения личностного потенциала ребёнка исследованы, хотя сама проблема еще не стала предметом специального изучения.

В нашей дипломной работе в теоретической части мы рассматривали проблемы одарённости детей в психолого-педагогической науке. Из всего вышеизложенного материала вытекают следующие выводы:

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования.

Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.

Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования); тут и соответствующая подготовка учителей - подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми: многие заболевания, особенно так называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.

И конечно, одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки - не только психологии и педагогики, это очевидно, но и генетики и эндокринологии.

Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами, таланту нужна постоянная забота всего общества.

Начинать следует с общепсихологической грамотности. Нужны специально подготовленные воспитатели, оптимальные программы, специальные учебники, но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они друг

Список литературы

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Изд-во ЛГУ, 1969.

3. Белова Е. Одаренные люди в детстве. Дошкольное воспитание. 1996. №10.

4. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

6. Волков И.П. Много ли в школе талантов. Новосибирск, 1989.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчества в детском возрасте. М., 1991.

8. Гильбух Ю.З. Внимание: одарнные дети М., 1991. 27.Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности. Вопросы психологии. 1990. №4.

9. Грищенко Н.А. Интеллектуальный потенциал // Психология: Учебник / Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект, 1998. - С.186-188

10. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренность детей: выявление, развитие и поддержка. Челябинск, 1998.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995.

12. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. Начальная школа. – 1992. - №3

13. Крамаренко В.Ю. Интеллект человека. Воронеж.: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1990.

14. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. М.: Молодая гвардия, 1997.

15. Кузнецова Ю.И. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии XX века. Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологич. наук. Нижний Новгород, 1996.

16. Кузьмина Н.В. Личность и педагогическая одаренность. Воронеж: изд-во НПО "МОДЭК", 1998.

17. Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка/ Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва-Воронеж, 1995.

19. Лейтес Н.С. Изучать одаренных детей. Психологический журнал 1992. №1.

20. Лейтес Н.С. Их трудно воспитывать. Психология одаренности детей и подростков М.: Академия, 1996.

21. Лейтес Н.С. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований. Вопросы психологии 1990. №9.

22. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. Вопросы психологии. 1988. №4.

23. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьника. – М.: Академия, 2000.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

25. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. Автореф. дисс. докт. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 37 с.

26. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М., 1993.

27. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000.

28. Одаренные дети. П.р. Бурменской Г.В. Слуцкого В.М. М.: Прогресс, 1991.

29. Панов В. И. Если одарённость – явление, то одарённые дети – это проблема. Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №3

30. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов на Дону: изд-во "Феникс", 1996.

31. Платонов К.К. Проблемы способностей М.: Наука, 1972.

32. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высш. шк., 1984. - 174 с.

33. Попова Л.В. Обучение одаренных детей. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996.

34. Попова Л.В. Одарённые девочки и мальчики. Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №3

35. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000. - 298 с.

36. Психология одаренности детей и подростков. П.р. Лейтеса Н.С. М.: Академия, 1996.

37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998

38. Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.

39. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. Вопросы психологии. – 1990. - №1

40. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988.

41. Ромашов О. В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 320 с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1989.

43. Талызина Н.Ф. Природа индивидуальных различий. М.: изд-во МГУ, 1991.

44. Теплов Б.М. Избранные труды. 2.Т. М.: Педагогика, 1985.

45. Тихомиров Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2001.

46. Учителю об одаренных детях. М.: Молодая гвардия, 1997.

47. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и психологической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

48. Фромм. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

49. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков. Основные современные концепции творчества и одарённости. Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997

50. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.

51. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психологии. 1990. №5.

52. Шадриков В.Д. О содержании понятия "способности" и "одаренность".

53. Психологический журнал. 1983. №5.

54. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.

55. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М: Логос, 1999

56. Штерн В. Умственная одаренность. СПб.: изд-во "Союз", 1997.

57. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М.: Медицина, 1990

58. Юркевич B.C. Дети, чьи особые возможности не сразу видны. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996.

59. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.

60. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала личности. Вопросы психологии. М., 1996. №3.

Покупка готовой работы
Тема: «Личностный потенциал одарёного ребёнка и его формирование»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 54
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика