Дипломная работа

«Личностный потенциал одарёного ребёнка и его формирование»

  • 54 страниц(ы)
  • 3061 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: Alisss76

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. Проблема одарённости детей в психолого-педагогической науке.7

1.1. Некоторые подходы к изучению одарённости детей …7

1.2. Психологические особенности, механизмы и условия развития личности одаренного ребёнка….….….19

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…29

ГЛАВА II. Формирование личностного потенциала одарённого ребёнка в дошкольном образовательном учреждении….….31

2.1. Личностный потенциал как понятие….31

2.2. Формы и методы обогащения личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста….36

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….43

ЛИТЕРАТУРА….47

ПРИЛОЖЕНИЯ….51

Актуальность. Проблема одаренности в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в неординарной творческой личности. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Сам термин «одаренность» получает всё больше общественного признания, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «одарённым» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Всё это и обусловило актуальность данной работы.

К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью раннего выявления, обучения и воспитания, одаренных и талантливых детей и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью.

Проблема нашего исследования состоит в том, чтобы выявить каковы выявить каковы возможности и условия формирования личностного потенциала одарённого ребёнка.

Цель – изучить характер личностного потенциала одарённого ребёнка и его формирование в старшем дошкольном возрасте.

Объектом нашего исследования является процесс формирования личностного потенциала одарённого ребёнка.

Предметом исследования – формирование (обогащение) личностного потенциала одарённого ребёнка.

Гипотезу нашего исследования мы сформулировали следующим образом: личностный потенциал детей дошкольного возраста может быть обогащён если:

- своевременно диагностировать и выявить одарённых детей.

- целенаправленно осуществлять педагогическую поддержку в развитии одарённых детей старшего дошкольного возраста.

- формы и методы обогащения (формирования) личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста будут отвечать их интересам.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить некоторые подходы к изучению одарённости детей;

2. Охарактеризовать психологические особенности, механизмы и условия развития личности одаренного ребёнка;

3. Дать определение понятия личностный потенциал;

4. Изучить и апробировать формы и методы обогащения (формирования) личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой работы послужили идеи современных отечественных исследователей об особенностях психики одаренных детей (Н.Лейтес), о психологических принципах развития детей младшего школьного возраста (Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской), о дифференцированной системе обучения, дающей больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка (Ю.З.Гильбух).

В работе были использованы труды отечественных и зарубежных авторов об идее саморазвития, самоактуализации личности (В.И.Андреев, Л.Н. Куликова, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, У.Джеймс, К.Коффка, В.Штерн и др.) о взаимосвязи обучения и развития (Л.И.Божович, А.А.Вербицкий, А.К.Марков, Ю.М.Орлов и др) о мотивации учебной деятельности (Г.Айзенк. Г. Россолимо, В.М.Экземплярский, К.Сотонин, А.Г.Петровский, В.Штерн: Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, Дж.Гилфорд, Дж.Рензулли, П.Торренс, А.Таннебаум, др).

Методами исследования стали: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, тестирование, анкетирование, наблюдение. Кроме того проводили фрагментарную опытно-практическую деятельность.

В работе были использованы следующие методики, разработанные автором исследования:

1. Опросник на одарённость для воспитателей

2. Опросник на одарённость для родителей

Исследование проводилось на базе ДОУ № 47 «Журавлик». В исследовании приняли участие

Основу развития личностного потенциала составляет идея саморазвития, самоактуализации личности, ставшая предметом исследования В.И.Андреева, Л.Н. Куликовой, Д.Б.Эльконина и др. Этого вопроса с разных позиций касались Л.С.Выготский, У.Джеймс, К.Коффка, В.Штерн и др. (взаимосвязь обучения и развития), Л.И.Божович, А.А.Вербицкий, А.К.Марков, Ю.М.Орлов и др. (мотивация учебной деятельности) и т.д. Таким образом, в определенной мере отдельные аспекты проблемы обогащения личностного потенциала ребёнка исследованы, хотя сама проблема еще не стала предметом специального изучения.

В нашей дипломной работе в теоретической части мы рассматривали проблемы одарённости детей в психолого-педагогической науке. Из всего вышеизложенного материала вытекают следующие выводы:

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования.

Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.

Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования); тут и соответствующая подготовка учителей - подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми: многие заболевания, особенно так называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.

И конечно, одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки - не только психологии и педагогики, это очевидно, но и генетики и эндокринологии.

Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами, таланту нужна постоянная забота всего общества.

Начинать следует с общепсихологической грамотности. Нужны специально подготовленные воспитатели, оптимальные программы, специальные учебники, но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они друг

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Изд-во ЛГУ, 1969.

3. Белова Е. Одаренные люди в детстве. Дошкольное воспитание. 1996. №10.

4. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

6. Волков И.П. Много ли в школе талантов. Новосибирск, 1989.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчества в детском возрасте. М., 1991.

8. Гильбух Ю.З. Внимание: одарнные дети М., 1991. 27.Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности. Вопросы психологии. 1990. №4.

9. Грищенко Н.А. Интеллектуальный потенциал // Психология: Учебник / Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект, 1998. - С.186-188

10. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренность детей: выявление, развитие и поддержка. Челябинск, 1998.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995.

12. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. Начальная школа. – 1992. - №3

13. Крамаренко В.Ю. Интеллект человека. Воронеж.: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1990.

14. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. М.: Молодая гвардия, 1997.

15. Кузнецова Ю.И. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии XX века. Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологич. наук. Нижний Новгород, 1996.

16. Кузьмина Н.В. Личность и педагогическая одаренность. Воронеж: изд-во НПО "МОДЭК", 1998.

17. Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка/ Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва-Воронеж, 1995.

19. Лейтес Н.С. Изучать одаренных детей. Психологический журнал 1992. №1.

20. Лейтес Н.С. Их трудно воспитывать. Психология одаренности детей и подростков М.: Академия, 1996.

21. Лейтес Н.С. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований. Вопросы психологии 1990. №9.

22. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. Вопросы психологии. 1988. №4.

23. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьника. – М.: Академия, 2000.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

25. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. Автореф. дисс. докт. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 37 с.

26. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М., 1993.

27. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000.

28. Одаренные дети. П.р. Бурменской Г.В. Слуцкого В.М. М.: Прогресс, 1991.

29. Панов В. И. Если одарённость – явление, то одарённые дети – это проблема. Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №3

30. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов на Дону: изд-во "Феникс", 1996.

31. Платонов К.К. Проблемы способностей М.: Наука, 1972.

32. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высш. шк., 1984. - 174 с.

33. Попова Л.В. Обучение одаренных детей. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996.

34. Попова Л.В. Одарённые девочки и мальчики. Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №3

35. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000. - 298 с.

36. Психология одаренности детей и подростков. П.р. Лейтеса Н.С. М.: Академия, 1996.

37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998

38. Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.

39. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. Вопросы психологии. – 1990. - №1

40. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988.

41. Ромашов О. В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 320 с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1989.

43. Талызина Н.Ф. Природа индивидуальных различий. М.: изд-во МГУ, 1991.

44. Теплов Б.М. Избранные труды. 2.Т. М.: Педагогика, 1985.

45. Тихомиров Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2001.

46. Учителю об одаренных детях. М.: Молодая гвардия, 1997.

47. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и психологической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

48. Фромм. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

49. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков. Основные современные концепции творчества и одарённости. Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997

50. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.

51. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психологии. 1990. №5.

52. Шадриков В.Д. О содержании понятия "способности" и "одаренность".

53. Психологический журнал. 1983. №5.

54. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.

55. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М: Логос, 1999

56. Штерн В. Умственная одаренность. СПб.: изд-во "Союз", 1997.

57. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М.: Медицина, 1990

58. Юркевич B.C. Дети, чьи особые возможности не сразу видны. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996.

59. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.

60. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала личности. Вопросы психологии. М., 1996. №3.

Покупка готовой работы
Тема: «Личностный потенциал одарёного ребёнка и его формирование»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 54
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика