Дипломная работа
«Личностный потенциал одарёного ребёнка и его формирование»
- 54 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА I. Проблема одарённости детей в психолого-педагогической науке.7
1.1. Некоторые подходы к изучению одарённости детей …7
1.2. Психологические особенности, механизмы и условия развития личности одаренного ребёнка….….….19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…29
ГЛАВА II. Формирование личностного потенциала одарённого ребёнка в дошкольном образовательном учреждении….….31
2.1. Личностный потенциал как понятие….31
2.2. Формы и методы обогащения личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста….36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….43
ЛИТЕРАТУРА….47
ПРИЛОЖЕНИЯ….51
Актуальность. Проблема одаренности в настоящее время в науке становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в неординарной творческой личности. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Сам термин «одаренность» получает всё больше общественного признания, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «одарённым» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Всё это и обусловило актуальность данной работы.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью раннего выявления, обучения и воспитания, одаренных и талантливых детей и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью.
Проблема нашего исследования состоит в том, чтобы выявить каковы выявить каковы возможности и условия формирования личностного потенциала одарённого ребёнка.
Цель – изучить характер личностного потенциала одарённого ребёнка и его формирование в старшем дошкольном возрасте.
Объектом нашего исследования является процесс формирования личностного потенциала одарённого ребёнка.
Предметом исследования – формирование (обогащение) личностного потенциала одарённого ребёнка.
Гипотезу нашего исследования мы сформулировали следующим образом: личностный потенциал детей дошкольного возраста может быть обогащён если:
- своевременно диагностировать и выявить одарённых детей.
- целенаправленно осуществлять педагогическую поддержку в развитии одарённых детей старшего дошкольного возраста.
- формы и методы обогащения (формирования) личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста будут отвечать их интересам.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить некоторые подходы к изучению одарённости детей;
2. Охарактеризовать психологические особенности, механизмы и условия развития личности одаренного ребёнка;
3. Дать определение понятия личностный потенциал;
4. Изучить и апробировать формы и методы обогащения (формирования) личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой работы послужили идеи современных отечественных исследователей об особенностях психики одаренных детей (Н.Лейтес), о психологических принципах развития детей младшего школьного возраста (Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской), о дифференцированной системе обучения, дающей больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка (Ю.З.Гильбух).
В работе были использованы труды отечественных и зарубежных авторов об идее саморазвития, самоактуализации личности (В.И.Андреев, Л.Н. Куликова, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, У.Джеймс, К.Коффка, В.Штерн и др.) о взаимосвязи обучения и развития (Л.И.Божович, А.А.Вербицкий, А.К.Марков, Ю.М.Орлов и др) о мотивации учебной деятельности (Г.Айзенк. Г. Россолимо, В.М.Экземплярский, К.Сотонин, А.Г.Петровский, В.Штерн: Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, Дж.Гилфорд, Дж.Рензулли, П.Торренс, А.Таннебаум, др).
Методами исследования стали: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, тестирование, анкетирование, наблюдение. Кроме того проводили фрагментарную опытно-практическую деятельность.
В работе были использованы следующие методики, разработанные автором исследования:
1. Опросник на одарённость для воспитателей
2. Опросник на одарённость для родителей
Исследование проводилось на базе ДОУ № 47 «Журавлик». В исследовании приняли участие
Основу развития личностного потенциала составляет идея саморазвития, самоактуализации личности, ставшая предметом исследования В.И.Андреева, Л.Н. Куликовой, Д.Б.Эльконина и др. Этого вопроса с разных позиций касались Л.С.Выготский, У.Джеймс, К.Коффка, В.Штерн и др. (взаимосвязь обучения и развития), Л.И.Божович, А.А.Вербицкий, А.К.Марков, Ю.М.Орлов и др. (мотивация учебной деятельности) и т.д. Таким образом, в определенной мере отдельные аспекты проблемы обогащения личностного потенциала ребёнка исследованы, хотя сама проблема еще не стала предметом специального изучения.
В нашей дипломной работе в теоретической части мы рассматривали проблемы одарённости детей в психолого-педагогической науке. Из всего вышеизложенного материала вытекают следующие выводы:
На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования.
Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.
Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования); тут и соответствующая подготовка учителей - подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми: многие заболевания, особенно так называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.
И конечно, одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки - не только психологии и педагогики, это очевидно, но и генетики и эндокринологии.
Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами, таланту нужна постоянная забота всего общества.
Начинать следует с общепсихологической грамотности. Нужны специально подготовленные воспитатели, оптимальные программы, специальные учебники, но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они друг
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Изд-во ЛГУ, 1969.
3. Белова Е. Одаренные люди в детстве. Дошкольное воспитание. 1996. №10.
4. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
6. Волков И.П. Много ли в школе талантов. Новосибирск, 1989.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчества в детском возрасте. М., 1991.
8. Гильбух Ю.З. Внимание: одарнные дети М., 1991. 27.Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности. Вопросы психологии. 1990. №4.
9. Грищенко Н.А. Интеллектуальный потенциал // Психология: Учебник / Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект, 1998. - С.186-188
10. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренность детей: выявление, развитие и поддержка. Челябинск, 1998.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995.
12. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника. Начальная школа. – 1992. - №3
13. Крамаренко В.Ю. Интеллект человека. Воронеж.: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1990.
14. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. М.: Молодая гвардия, 1997.
15. Кузнецова Ю.И. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии XX века. Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологич. наук. Нижний Новгород, 1996.
16. Кузьмина Н.В. Личность и педагогическая одаренность. Воронеж: изд-во НПО "МОДЭК", 1998.
17. Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка/ Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва-Воронеж, 1995.
19. Лейтес Н.С. Изучать одаренных детей. Психологический журнал 1992. №1.
20. Лейтес Н.С. Их трудно воспитывать. Психология одаренности детей и подростков М.: Академия, 1996.
21. Лейтес Н.С. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований. Вопросы психологии 1990. №9.
22. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. Вопросы психологии. 1988. №4.
23. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьника. – М.: Академия, 2000.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
25. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. Автореф. дисс. докт. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 37 с.
26. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М., 1993.
27. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000.
28. Одаренные дети. П.р. Бурменской Г.В. Слуцкого В.М. М.: Прогресс, 1991.
29. Панов В. И. Если одарённость – явление, то одарённые дети – это проблема. Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №3
30. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов на Дону: изд-во "Феникс", 1996.
31. Платонов К.К. Проблемы способностей М.: Наука, 1972.
32. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высш. шк., 1984. - 174 с.
33. Попова Л.В. Обучение одаренных детей. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996.
34. Попова Л.В. Одарённые девочки и мальчики. Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №3
35. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000. - 298 с.
36. Психология одаренности детей и подростков. П.р. Лейтеса Н.С. М.: Академия, 1996.
37. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998
38. Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
39. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. Вопросы психологии. – 1990. - №1
40. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988.
41. Ромашов О. В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 320 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1989.
43. Талызина Н.Ф. Природа индивидуальных различий. М.: изд-во МГУ, 1991.
44. Теплов Б.М. Избранные труды. 2.Т. М.: Педагогика, 1985.
45. Тихомиров Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2001.
46. Учителю об одаренных детях. М.: Молодая гвардия, 1997.
47. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и психологической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
48. Фромм. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.
49. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков. Основные современные концепции творчества и одарённости. Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997
50. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.
51. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психологии. 1990. №5.
52. Шадриков В.Д. О содержании понятия "способности" и "одаренность".
53. Психологический журнал. 1983. №5.
54. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
55. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М: Логос, 1999
56. Штерн В. Умственная одаренность. СПб.: изд-во "Союз", 1997.
57. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М.: Медицина, 1990
58. Юркевич B.C. Дети, чьи особые возможности не сразу видны. Психология одаренности детей и подростков. М.: Академия, 1996.
59. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.
60. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала личности. Вопросы психологии. М., 1996. №3.
Тема: | «Личностный потенциал одарёного ребёнка и его формирование» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 54 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственный долг и его последствия
Курсовая работа:
Литературная основа балета р. сабитова «прометей» и его сценарий
Курсовая работа:
Анализ использования рабочего времени и его оплаты в организации
Дипломная работа:
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Развитие творческого потенциала личности студентов в процессе подготовки к концертно-зрелищным мероприятиям вуза