Дипломная работа
«Состояние занятости и развитие рынка труда. Показатели и прогнозы занятости»
- 86 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ РФ 8
1.1. Политика РФ в области занятости 8
1.2. Характеристика трудовых ресурсов 13
1.3. Понятие рынка труда, его особенности и основные элементы 22
1.4. Виды рынков труда 25
1.5. Регулирование рынка труда 28
1.6. Виды безработицы, анализ ее уровня 31
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В РФ, УР 35
2.1. Показатели рынка труда 35
2.2. Анализ занятости населения по УР 41
2.3. Управление занятостью населения и прогноз занятости населения в УР 47
3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 65
3.1. Перспективные направления реализации социально-экономической политики РФ и УР в области занятости 65
3.2. Предложения в рамках решения проблем занятости населения и развития рынка труда 67
3.3. Экономическое обоснование предложений по решению проблем занятости населения и развития рынка труда 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Произошедшие экономические преобразования и изменения структуры собственности привели к существенным переменам в области трудовых отно-шений и занятости населения.
Российский рынок труда отреагировал на резкий спад производства не ростом высвобождения занятых, как это происходило, например, в годы вели-кой депрессии в США, а снижением средней заработной платы, значительно опережавшим темпы падения производства.
При этом уровень безработицы долгое время оставался сравнительно низким для условий столь глубокого спада. Лишь в 1998 г. он превысил 10% при уровне экономического спада близком к 40%.
Сосредоточение основных усилий правительства на решении задач фи-нансовой стабилизации при общем запаздывании институциональных преобра-зований (в том числе в социальной и трудовой политике) привели к преоблада-нию консервативных и латентных механизмов адаптации рабочей силы, а в значительной степени и работодателя, к новым условиям.
Во многом это было связано с тем, что, не имея возможности уволить из-быточных работников на законном основании, предприятия вынуждены были использовать снижение или полное прекращение выплаты зарплаты в качестве формы давления на работников, побуждающей их к увольнению по собствен-ному желанию.
Сохранение многочисленных элементов старой системы трудовых отно-шений на региональном и отраслевом уровнях, административных и корпора-тивных “перегородок”, недостаточная мобильность трудовых ресурсов, связан-ная в том числе и с неразвитостью рынка жилья, привели к формированию чрезвычайно сегментированного рынка труда.
Резко выросла дифференциация в уровнях оплаты труда, особенно если учесть скрытые выплаты, не всегда связанные с различиями в экономической эффективности организаций.
Одним из факторов роста дифференциации оплаты труда служило хро-ническое отставание темпов роста номинальной заработной платы в бюджетной сфере от средней заработной платы по стране, которое происходило на фоне роста численности работников бюджетной сферы, не подкрепленного необхо-димым финансированием.
Созданные в первые годы реформ Федеральная служба занятости и Госу-дарственный фонд занятости населения Российской Федерации не были рассчи-таны на подобное развитие рынка труда и не смогли существенно повлиять на положение в сфере занятости.
Сравнительно низкий уровень централизации Фонда занятости (20%) за-труднял перераспределение его ресурсов в пользу регионов, в которых склады-валась критическая ситуация с занятостью.
Это вело к тому, что избыточные средства концентрировалась в регионах с благополучной экономической ситуацией, где, благодаря высоким доходам и занятости, собиралась основная часть страховых взносов, но где они не могли быть израсходованы по назначению и с должной отдачей.
Если в начале 1996 г. в органах службы занятости регистрировался почти каждый второй человек, занимающийся поиском работы, то конце 1999 г. так поступал лишь один из семи безработных.
В первые годы реформ началось создание институтов социального парт-нерства на общероссийском, региональном и отраслевом уровнях, призванных, как предполагалось, обеспечить механизмы договорного регулирования трудо-вых отношений.
Однако институты социального партнерства не стали реальным механиз-мом рынка труда, поскольку практически не оказывали влияние на трудовые отношения на уровне конкретных предприятий.
В настоящее время реализация государственной политики в области соци-ально-экономического развития страны ставит обеспечение занятости населе-ние как одну из стратегических целей развития государства.
Расширение спроса на рабочую силу, вызванное экономическим оздо-ровлением, позитивно сказывается на тех, кто оставался безработным относительно более короткий период времени.
Однако длительно безработные и те, для кого риск попадания в эту группу велик, едва ли смогут воспользоваться плодами экономического роста и само-стоятельно найдут новую работу. Именно на эту группу безработных преиму-щественно и должна быть нацелена политика на рынке труда.
Финансирование территориальных органов Федеральной службы занято-сти по вопросам занятости населения и их услуг по трудоустройству безработ-ных в настоящее время осуществляется за счет федерального бюджета при со-финансирования таких программ из средств территориальных бюджетов. Зада-чи государственной политики занятости реализуются в рамках федеральных и территориальных целевых программ занятости населения.
Программы трудоустройства, реализуемые территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости РФ по вопросам занятости населе-ния, ориентированы на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемые по результатам профилирования.
Обеспечение высокой эффективности государственных программ занято-сти с учетом вышеперечисленных требований предполагает наличие:
-обширной информации, включая данные выборочных обследований без-работных и трудоустроенных, которая позволяет целевые группы и характер проблем, которые предполагается решить с помощью программ занятости;
-эффективной системы ресурсного планирования и обеспечения программ занятости;
- максимально возможная индивидуализация программ с учетом особен-ностей профиля безработных и внедрение гибких механизмов последующих индивидуальных действий с учетом промежуточных итогов реализации про-грамм применительно к конкретным безработным;
-регулярного мониторинга результатов реализации программ занятости, позволяющего определить конечную эффективность программ и обеспечивать их своевременную корректировку по результатам мониторинга.
С целью реализации социально-экономической политики Правительства РФ в области занятости населения в каждом регионе России есть орган по заня-тости населения.
В Удмуртии – это Управление федеральной государственной службы за-нятости населения по Удмуртской Республике. В каждом городе и районном центре работают его подразделения, которые открыты для посетителей в тече-ние всего рабочего дня и оказывают гражданам услуги, предусмотренные зако-нодательством о занятости, бесплатно.
Закон Удмуртской Республики “О занятости населения в Удмуртской Рес-публике”, как указывается в его преамбуле, определяет правовые, экономиче-ские и организационные основы государственной политики содействия занято-сти населения, в том числе гарантии государства по реализации конституцион-ных прав граждан Удмуртской Республики на труд и социальную защиту от без-работицы.
Задачами законодательства о занятости населения являются:
-разграничение компетенции по занятости между органами государствен-ной власти и управления различного уровня;
-обеспечение и защита конституционного права граждан на труд и защиту от безработицы;
-определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физиче-ских и юридических лиц по занятости, а также правовое регулирование их от-ношений в данной сфере.
Как известно, укрепление государства, реформа власти – условие модер-низации экономики. Однако, насущная необходимость реформы власти - не только в требованиях экономического развития, но, прежде всего, - в целях за-щиты прав, свобод и безопасности граждан, в обретении доверия общества к власти, в превращении власти в инструмент обслуживания интересов общества.
Таким образом, основными направлениями социально-экономической по-литики РФ на долгосрочную перспективу являются:
- социальная политика;
- модернизация экономики;
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Все это делает выбор темы дипломной работы достаточно актуальным на сегодняшний день.
Цель дипломной работы – исследование состояния занятости и развития рынка труда в РФ и Удмуртской Республике.
Для достижения цели в процессе выполнения дипломной работы должен быть решен ряд задач:
- изложены основные положения политики РФ в области занятости;
- дана характеристика трудовых ресурсов РФ;
- дано понятие рынка труда, раскрыты его особенности и основные эле-менты;
- представлены виды рынка труда;
- исследованы аспекты регулирования рынка труда;
- дан анализ видов безработицы;
- проведен анализ показателей управления занятостью населения в РФ и УР;
- представлены направления решения проблем занятости населения и ме-роприятия по их реализации.
Выполненная дипломная работа посвящена актуальной теме развития рынка труда. Актуальность выбора темы дипломной работы обусловлена тем, что в процессе структурного реформирования производства наблюдается вы-свобождение достаточно большого количества работников. Поэтому грамотная политика в области содействия занятости населения и развития рынка труда имеет на сегодняшний день огромное социальное значение.
Как было определено в процессе выполнения дипломной работы, основ-ными задачами социально-экономической политики РФ на современной этапе являются: установить новый социальный контракт; осуществить реформу вла-сти; провести модернизацию экономики.
В настоящее время государственная политика в области содействия заня-тости населения направлена на решение следующих основных задач:
-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту нацио-нального рынка труда;
-обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федера-ции независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добро-вольный труд и свободный выбор занятости;
-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз-витие человека.
Как известно, к трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.
В процессе проведение анализа трудовых ресурсов РФ отмечено сокра-щение общей численности населения. Но общее количество населения РФ, на-ходящегося в трудоспособном возрасте увеличилось.
Анализ данных распределения трудовых ресурсов по образовательному признаку позволил сделать вывод, что образовательный уровень трудоспособ-ного населения имеет тенденцию к росту.
Анализ полового состава занятого населения РФ позволил сделать вывод, что мужчины в 2004-2005 гг. составили более половины занятого населения РФ
Как показывают данные анализа, за 2004-2005 год наблюдается некоторое старение занятого населения РФ. Так, если в 2004 году средний возраст рабо-тающих был равен 39,4 года, то в 2005 году он вырос до 39,6 лет.
Исследование рынка труда РФ в целом и Удмуртии в частности показал прирост экономически активного населения.
Как показывают данные анализа, в 2004 году из числа экономически ак-тивного населения РФ были заняты в экономике 67134 тыс. чел., в 2005 году число экономически активного населения занятого в экономике составило 68603 тыс. чел., что на 1469 тыс. чел. больше чем в 2004 году
В 2004 году из числа экономически активного населения УР были заняты в экономике 712,9 тыс. чел., в 2005 году число экономически активного насе-ления занятого в экономике составило 730,3 тыс. чел., что на 17,4 тыс. чел. больше чем в 2004 году.
Но анализ, как общего, так и регистрируемого уровня безработицы пока-зал, что в Удмуртии, несмотря на общероссийские тенденции сокращения без-работицы, ее уровень в 2005 году вырос.
Во многих районах Удмуртской Республики уровень безработицы значи-тельно выше, чем в среднем по республике. Наиболее высокий (в 2 раза и вы-ше, чем в среднем по республике) уровень безработицы отмечен в 2005 году в Граховском (4,30 %) Камбарском (4,85 %), Красногорском (4,40 %), Селтин-ском (6,29 %), Сюмсинском (3,50 %), Шарканском (3,10 %), Юкаменском (3,80 %) и Ярском (3,90 %) районах.
Как показали данные анализа, в Удмуртии в 2005 году состав безработ-ных по образованию распределился в 2005 году следующим образом: 10,4% имеют высшее профессиональное образование, 22,6 % - среднее профессио-нальное образование, 15,6% - начальное профессиональное образование, 37,3 % - среднее общее образование, 14,1% - не имеют среднего полного образования.
Как в 2004, так и в 2005 году наибольшую долю в числе безработных Удмуртии занимали лица в наиболее трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет.
Средняя продолжительность безработицы на конец 2005 года в Удмуртии составила 3 месяца и 24 дня и по сравнению с началом года, несмотря на рост численности безработных, сократилась на 7 дней.
Регулирование рынка труда на территории Удмуртии осуществляет Управление федеральной государственной службы занятости населения по Уд-муртской Республике.
В 2004-2006 гг. основными направлениями регулирования рынка труда стали:
-содействие созданию рабочих мест в соответствии с тенденциями изме-нении в экономике, на рынке труда и потребностями устойчивого развития
-повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, создание условий для получения образования и трудоустройства
-обеспечение эффективного функционирования системы социальной за-щиты неконкурентных групп населения.
В связи с продолжающимися процессами реструктуризации предприятий ряда отраслей в городе Ижевске и УР в целом прогнозируется продолжение роста числа высвобождаемых работников, среди которых существенную долю занимают лица предпенсионного возраста.
Поэтому, несмотря на то, что система мероприятий по регулированию за-нятости населения позволила снизить уровень общей безработицы по Удмур-тии по итогам 9 мес. 2006 года, прогнозируемое сокращение численности ра-ботников на предприятиях Удмуртии в 4 квартале 2006 года говорит о необхо-димости определения перспективных направлений решения проблем занятости населения и разработки мероприятий по их реализации.
В дальнейшем социально-экономическая политика РФ и УР в области за-нятости населения должна быть нацелена на создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей не-обходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей ра-ботой.
Особое внимание при разработке мероприятий по развитию рынка труда и сокращению безработицы должно уделяться наиболее социально незащи-щенным слоям населения - инвалидам, а также молодежи и женщинам, поте-рявшим работу.
Так, в рамках содействия занятости инвалидов предлагается организовать их переподготовку на базе специализированного учебного заведения для инва-лидов – Сарапульского колледжа для инвалидов, который является единствен-ным учреждением подобного профиля на территории Удмуртии. Обучение бу-дет проходить за счет средств Федерального бюджета на 2007 год.
Как показали расчеты стоимости обучения группы из 16 чел. по специ-альности радиомеханик, которая относится к числу наиболее современных и востребованных специальностей на территории Удмуртии, стоимость обучения составит 85635 руб. в месяц.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий по развитию рынка труда и снижению занятости позволит переломить ситуацию в области занято-сти населения УР, что делает проведенное исследование практически значи-мым.
1. Конституция РФ // СПС «ГГарант».
2. Трудовой Кодекс РФ // СПС «Гарант».
3. Закон УР от 29 декабря 2003 года N 66-РЗ «О занятости населения в Удмуртской Республике» (с изменениями) // СПС «Гарант».
4. Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями) // СПС «Гарант».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 года №12 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год". // w*w.rostrud.r*.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. №883 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты го-сударственных пособий гражданам, имеющим детей». // w*w.rostrud.r*.
7. Административный регламент Федеральной службы по труду и занято-сти по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. // w*w.rostrud.r*.
8. Административный регламент Федеральной службы по труду и занято-сти предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. // w*w.rostrud.r*.
9. Андреев Б.Ф., Системный курс экономической теории: Учебное посо-бие / под ред. акад. В.А. Петрищева.- СП-б.: 2005.
10. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 1999.
11. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
12. Актуальные вопросы социальной и демографической статистики: Сб. науч. трудов / МЭСИ. - М., 2006.
13. Бункина М.К., Экономическая теория: Учебник.- М.: ДЕЛО, 2003.
14. Борвихин В.Н., Пороховщиков В.Г., Социально-экономические аспек-ты занятости в России. - Тверь: 2004.
15. Владимирова Л.П. Экономика труда. М.: изд. Дом «Дашков и К°», 2000.
16. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005.
17. Демографический ежегодник России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2005.
18. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. «Экономика труда» / Московский госу-дарственный университет экономики, статистики и информатики. - 2001.
19. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: Инфра, 2003.
20. Материалы Официального сайта Госкомстата РФ. // w*w.gks.r*.
21. Отчет ГОУСПО «Сарапульский колледж для инвалидов» за 9 мес. 2006 года.
22. Проект Административного регламента Федеральной службы по тру-ду и занятости предоставления государственной услуги по социальной адапта-ции безработных граждан на рынке труда. // w*w.rostrud.r*.
23. Программа содействия занятости населения УР // СПС «Гарант».
24. Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Фи-нансы и статистика, 2003.
25. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 2004.
26. Рынок труда: Учебник/ под ред. В.С. Буланова.- М.: Экзамен, 2003
27. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., Экономика труда: Учебное пособие.- М.:ИНФРА-М., 2005.
28. Рональд Дж. Эренберг., Роберт С.Смит., Современная экономика тру-да.- М.: МГУ, 2003.
29. Российский статистический ежегодник. М.: 2005.
30. Состояние рынка труда Удмуртской Республики в 2004 году // w*w.szan.udmnet.r*.
31. Состояние рынка труда Удмуртской Республики в 2005 году // w*w.szan.udmnet.r*.
32. Состояние рынка труда Удмуртской Республики по данным за 9 мес. 2006 года // w*w.szan.udmnet.r*.
33. Труд и занятость в России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2006.
34. Уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2005.
35. Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Камаева В.Д.- М.: ВЛАДОС., 2003.
36. Экономика труда: Учебник./ Под ред. Шлендера П.Э., Кокина Л.Ю.- М.: Юристъ, 2004.
+доклад+раздатка+рецензия
Тема: | «Состояние занятости и развитие рынка труда. Показатели и прогнозы занятости» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 86 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Кадровая политика как стратегическая линия профессионального развития человеческих ресурсов
Дипломная работа:
Анализ состояния и развити рынка труда
Курсовая работа:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ курсовая по макроэкономике
Доклад:
Прогнозирование социального развития и уровня жизни населения.
Курсовая работа:
Финансовый план предприятия методика разработки и анализ выполнения на примере ОАО «Редуктор»