Курсовая работа
«Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике»
- 38 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ 6
1.1 Понятие конкуренции и ее значение для развития экономики 6
1.2 Виды конкуренции в современной рыночной экономике 8
1.3 Современная конкуренция, как идеальный тип рынка 14
Чистая конкуренция. 15
Монополия 16 Олигополия….….17
2 ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА 20
2.1 Общее влияние конкуренции на развитие рынка 20
2. 2 Необходимость государственного регулирования рынка 21
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 26
3.1 Развитие конкурентных отношений в современной России 26
3.2 Антимонопольное законодательство России 29
3.3. Экономическая оценка современного состояния конкуренции 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
РЕЦЕНЗИЯ….38
Актуальность темы заключается в том, что рыночная система создает свободу экономического выбора, то есть каждый вправе производить и продавать свой товар. В результате чего возникает экономическое соревнование, состязание, называемое конкуренцией. Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется различными способами.
Объектом исследования является конкуренция – один из самых важных элементов рыночного механизма и модели рынков.
Предметом исследования выступает сущность и роль конкуренции в экономическом развитии, проявлении основных рыночных структур (моделей).
Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
-Изучить различные подходы к определению конкуренции конкурентоспособности;
-Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
-Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
-Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
-Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
-Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.
1 КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие конкуренции и ее значение для развития экономики
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос [14, c.8].
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. В условиях конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить? [21, c.15].
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям [4, 121].
Конкуренция стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики [14, c. 10].
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг [6, c.119]
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - \\\"победа\\\" одних и \\\"поражение\\\" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др. На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией. Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других. Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенной конкуренции фирма обладает известным контролем. Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу. Конкурентоспособность российской экономики находится на очень низком уровне. Именно с помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.
1. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Нац. экономика» / И.В. Князева. – М.: Омега-Л, 2006. – 526с.
2.Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический фактор конкурентоспособности России // Новое в экономике и управлении: Сб. статей. Вып. 19. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 194с.
3. Аристов О.В. Конкурентность и конкурентоспособность. - М.: Теис, 2009. - 203 с.
4. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория: учебное пособие / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 237с.
5. Кусакина О.Н. Антимонопольная политика России / О.Н. Кусакина, В.М. Мищенко; Ставроп. гос. аграр. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ставрополь: АГРУС, 2007. – 347с.
6. Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебник / В.Ф. Максимова. – 6-е изд.; перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2008. – 368с.
7. Микроэкономика. Теория и практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 8-е изд. стер. – М.: Кнорус, 2008. – 624с.
8. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. 2-е изд. стер. – М.: Кнорус, 2008. – 791с.
9. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2009. - 584 с.
10. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учеб. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009г.
11. Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 410с. (Высшее образование).
12.Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2008. – 416с.
13.Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национально-государственной целостности // Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Под. общ. ред. В.К. Егорова, С.В. Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006. – 251с.
14. Стрелец И.А., Становская И.К. Экономическая теория. Учебник – 3 изд. Издательство: ЭКСМО, 2007. – 448с.
15. Экономика: учеб. / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 839с.
16. Экономика: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра эконом. Наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономист. 2006. – 831с.
17.Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. Государственная конкурентная политика в России: состояние и проблемы // Труды центра. Выпуск №3. М.: Научный эксперт, 2006.
работа сдана на отлично
Тема: | «Закон конкуренции и особенности его проявления в современной экономике» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 38 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Глагол вспоминать и специфика его функционирования в речи
Курсовая работа:
Малый бизнес и проблемы его развития в России
Дипломная работа:
Финансовое состояние предприятия и пути предотвращения банкротства
Курсовая работа:
Народный суверенитет и формы его выражения в Российской Федерации