Курсовая работа
«Теория государства и права: государственный режим»
- 44 страниц
ВВЕДЕНИЕ….…3
1.ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА…6
1.1 История возникновения понятия «государственного режима»…. 6
1.2 Понятие и сущность государственного режима…. 10
1.3. Соотношение понятий «государственный режим» и «политический режим»….….…16
2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЖИМОВ…. 20
2.1 Демократические государственные режимы… 21
2.2. Антидемократические государственные режимы…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….… 43
В настоящей курсовой работе исследуется тема «Государственный режим: понятие, основные формы, соотношение государственных и политических режимов».
Актуальность темы заключается в следующем. Государственный режим, выступая способом функционирования политической системы, политической жизни, политических процессов, определяет политический климат в обществе. Он обусловливает динамику развития общества и характер политической власти в данном государстве, его внутреннюю и внешнюю политику. Государственный режим связан с конституционно-правовыми принципами и структурами, регулирующими политические отношения, выражающие интересы широких слоев населения. Он тесно связан с формой правления и формой государственного устройства, а смена политического режима неизменно влечет изменение этих двух важных категорий.
Проблема государственного режима вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. У каждого свое видение этого понятия, и из-за отсутствия единой рамки анализа усложняется исследовательская задача и затрудняется сопоставление разных вариантов прочтения политической реальности. Еще большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относится и к современной России. Многие поворотные события последних лет в нашей стране тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики. Все сказанное указывает на особую значимость данного исследования, на необходимость глубокого анализа в функционировании базовых процессов, составляющих основу власти государственного режима и государственности в целом.
Государственный режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, разворачиваются именно в сфере политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Объектом исследования настоящей курсовой работы служит – государственный режим как политико- правовое явление.
Предметом исследования соответственно является сущность, виды, специфические черты того или иного государственного режима.
Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что целью данной курсовой работы является изучение механизма взаимодействия и функционирования государства и права, а точнее освещение понятия и видов государственных режимов, их достоинства и недостатки, затронуть основные подходы к их изучению.
Итак, цель данной курсовой работы – исследование категории «государственный режим», как элемент формы государства.
Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать понятие и сущность «государственного режима», основные исследовательские подходы, тенденции современных взглядов;
- рассмотреть классификацию, особенности функционирования определенного вида государственного режима и его признаки;
- проанализировать соотношение понятий государственного и политического режима;
Необходимо сказать, что отдельные вопросы понятия, содержания и видов государственного режима, а также их признаков и соотношения с реальной ситуацией в мировой действительности подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных ученых В.П. Алексеева, М.И. Абдулаева, А.Б.Венгерова, В.А. Затонского, С.А. Комарова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, А.Ю. Ларина, Н.И. Матузова и А.В. Малько М.Н.Марченко А.С. Пиголкина, Т.Н. Радько, А.В. Серегина, В. А. Шереметьева и др.
Методы исследования:
а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы;
б) метод анализа специальной литературы;
в) метод системного анализа.
Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов ученых в области теории государства и права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.
В первой главе раскрывается понятие, содержание и соотношение понятий «политический режим» и «государственный режим»
Во второй главе анализируются основные положения, касающиеся видов демократических и антидемократических режимов.
В заключении отражен вывод и предложения автора по проведенному исследованию.
В результате написания настоящей работы «Государственный режим: понятие, основные формы, соотношение государственных и политических режимов» можно сделать следующие выводы.
1. Современные ученые определяют государственный (политический) режим как систему методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Понятие политического (государственного) режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития
2. В теории государства и права существуют различные мнения и подходы к определению понятия и сущности термина «политический режим» и «государственный режим». Так, некоторые исследователи разделяют эти два понятие как часть и целое, где государственный режим является частью политического. Другие же исследователи не разделяют эти понятия, наоборот, они их отождествляют, так как, по их мнению речь идет об одном и том же явлении.
3. В качестве классификатора политического (государственного) режима определяют соотношение диктатуры и демократии, которое выражает степень свободы личности, гарантированность ее прав и свобод.
В соответствии с этим критерием ученые выделяют два основных типа политического (государственного) режима: демократический и антидемократический режимы. В свою очередь антидемократические режимы подразделяются на тоталитарный и авторитарный режимы.
4. Демократия означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.
Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности. Государственное управление основано на правовых принципах осуществления власти.
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
5. Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.
6. Тоталитарный режим характеризуется тотальным контролем со стороны государства, т.е. полным, всеобщим надзором над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере - существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано.
7. Авторитарный режим характеризуется существованием жесткой централизации государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.
Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.
Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.
8. Необходимо отметить, что невозможно однозначно определить тип политического режима в каком-либо государстве, так как почти все государства помимо основных черт, определяющих их политический государственный режим, имеют те или иные черты характерные для других режимов. Определить основной тип помогает соответствие признаков государственного устройства власти конкретного государства тем чертам, которые присущи конкретному типу политического режима.
9. Политический государственный режим является основным элементом формы государства. Под влиянием определенного типа режима формируются остальные элементы государственной власти, общественные, экономические, международные и другие отношения.
10. Невозможно выделить «плохие» и «хорошие» политические режимы. Каждый тип имеет свои положительные и отрицательные стороны, но для меня наиболее неприятными показались черты тоталитарного устройства государственной власти.
Нормативно- правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – 2009.
Литература
2. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Магистр-Пресс, 2004. – 410 с.
3. Вятр. Е Социология политических отношений. Монография. 1979 [Электронный ресурс] // h**t://gumanitarnye-nauki.knigi-i-zhurnaly.org.
4. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1995. – 245 с.
5. Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. – М.: Экономическая демократия, 1996. – 301 с.
6. Громыко А.Л. Политические режимы в современном мире: Учебно-методическое пособие. – М.: Волтерс Клувер, 1999. – 148 с.
7. Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. – М., 2001. – С. 217.
8. Кареева С.А. Политические режимы как элемент формы государства. Афтореф. дисс. на соискание уч. степени к.ю.н. Саратов, 1997. – 51 с.
9. Лаврененко В.Н. Политология. Учебник для вузов. – М., 2003. – 441 с.
10. Макиавелли Н. Государь. – М.: Просвещение, 1990. – 153 с.
11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
12. Махаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М., 2011. – С. 163.
13. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «Консультант Плюс», 2009.
14. Серегин А.В. Тоталитарные государственные режимы в условиях монархической формы правления // СПС «Консультант Плюс», 2008.
15. Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. В. В. Лазарева и С. В. Липень. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – 511с.
16. Теория государства и права: Учебник./ Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – с. 518.
17. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. В.М. Корельского – М.: Норма, 2001. – 238 с.
18. Философия. Учебник для вузов. / Под ред. Г.Г. Кириленко и Е.В. Шевцова. – М.: «Издательство ЭКСМО», 2003. – с. 562.
19. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. — М., 1995. – 394 с.
20. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М., 1999. – С. 146.
21. Шалак А.В. Политология. Учеб. пособие. – Иркутск, 2001г. – 575 с.
22. Шарль Луи Монтескье. Избранные произведения. О духе законов [Электронный ресурс] // h**t://readr.r*.
Тема: | «Теория государства и права: государственный режим» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 44 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Значение теории государства и права
Курсовая работа:
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
Курсовая работа:
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
Курсовая работа:
Структура теории государства и права
Курсовая работа:
Методология исследования государства и права