Дипломная работа

«Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально-важного качества учителя.»

  • 78 страниц
Содержание

Содержание

Введение….…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ….6

1.1. Педагогическая деятельность как объект научного исследования….6

1.2. Профессионально-важные качества учителя в трудах отечественных и зарубежных ученых….….14

Выводы по главе….….21

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАУКЕ….23

2.1. Исследование толерантности в трудах отечественных и зарубежных ученых….….23

2.2.Представленность толерантности в педагогической деятельности учителя….….27

2.3. Изучение психологического содержания педагогической толерантности ….…33

Выводы по главе 2. ….36

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ….…38

3.1. Организация и методы исследования….38

3.2.Анализ полученных результатов….41

3.3. Рекомендации по развитию педагогической толерантности….…66

Выводы по 3 главе….…69

Заключение….….71

Список использованной литературы….….75

Приложения….78

Введение

Введение

Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению психологического содержания педагогической толерантности как профессионально-значимых качеств педагогов средней школы. Актуальность данной проблемы определяется причинами практической и теоретической природы.

Необходимым условием успешной образовательной деятельности является усыновление ребенка, так как он является партнером по усыновлению во время взаимодействия с другими людьми.

Толерантный учитель, благодаря своей особой стратегии поведения ребенка, добился большей пользы. В современных школах роль личности учителя значительно возрастает.

Современные школы сталкиваются с проблемами - сложностью межэтнических отношений, стратификацией населения на \"богатые и бедные\", нетерпимостью к людям другой веры и так далее. - Разъяснение практических интересов в области исследования толерантности.

Нет никаких сомнений в том, что вопросы допуска изучаются в различных науках из-за их практического значения. Например, философские основы исследования представлены в работах Ю. Ильина, А. Ищенко, В.И.Тишков, И.B.Гасанов В.М.Золотухина.

Они рассматривают проблему толерантности как форму активного взаимодействия с миром, выраженного в толерантном отношении, взглядах, поведении и убеждениях других людей, в деятельности по признанию и учету многомерности жизни в обществе. Толерантность-это практическая норма общения, связанная с самоопределением личности, ее деятельностью и целостностью общения.

В российской психологии толерантность как явление изучается сравнительно недавно.

Толерантность понимается как уважение к признанию равенства, несогласия и насилия, признание многообразия и многообразия человеческой культуры, нормы, верования, отказ от такого многообразия, как распространенность единой точки зрения, отраженной в работе Солдатовой.

Объект исследования – личность и деятельность педагога общеобразовательной школы.

Предмет исследования – психологическое содержание коммуникативно-педагогической толерантности.

Цель работы – выявить психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально-важного качества учителя.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы профессионально-важных качеств учителя.

2. Исследовать толерантность в трудах отечественных и зарубежных ученых.

3. Провести эмпирическое исследование педагогической толерантности учителя.

4. Разработать методические рекомендации по развитию педагогической толерантности.

Основная гипотеза работы состоит в предположении о том, что:

1) коммуникативно-педагогическая толерантность является профессионально важным качеством учителя;

2) на разных этапах профессиональной деятельности коммуникативно-педагогическая толерантность имеет свою структуру;

3) учителя с коммуникативно-педагогической толерантностью и интолерантностью по-разному относятся к ученикам.

Экспериментальная база исследования. Исследование по выявлению толерантности проводилось в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детско-Юношеском центре. Выборку составили 15 педагогов.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НАУКЕ

2.1. Исследование толерантности в трудах отечественных и зарубежных ученых

В настоящее время проблема ксенофобии и связанной с ней терпимости особенно остро стоит: расизм и национализм, дискриминация по признаку пола и гетерогенность, дискриминация по признаку возраста и другие формы ксенофобии оказывают значительное воздействие на жизнь людей, особенно на общество в целом.

В массовом сознании со второй половины XX века толерантность понималась как терпимость к чужим взглядам, убеждениям, поведению. Однако сегодня в научном сообществе нет четкого и общепризнанного определения этого понятия.

Труды русских философов XIX-XX веков. Толерантность рассматривается в контексте духовности, поскольку духовность содержит сферы нравственности, ценностных ориентаций, идентичности и смысла.

H. A. Бердяев отметил, что \" общение невыносимо, потому что люди будут представлять другой и таинственный мир, только частично соприкасались и открывались друг другу. В духовном мире человек входит в атмосферу Царства Божия единого родственника.\"

Другими словами, толерантность может быть определена как межличностное проявление духовности человека. В своих работах Соловьев утверждает, что фактор доброты является важнейшим условием толерантного отношения к другому человеку: \"истинная суть сострадания или жалости заключается не в том, чтобы непосредственно отождествлять себя с другим человеком, а в том, чтобы признать свою ценность-право на существование и возможное благополучие\".

Исследование проблемы толерантности также можно найти в работах зарубежных психологов XX века. - Очевидно, что этот вопрос рассматривается в контексте изучения межличностного взаимодействия. Согласно этому, существует несколько подходов: когнитивно-поведенческий и экзистенциально-гуманистический.

В поведенческом понимании, в других случаях, т. е. в формировании поведенческого режима, с соответствующим расположением и повторением, переносом упражнений и режимом действия образуется толерантность. В этом случае толерантность наблюдается через двойственную комбинацию \"агрессивно-неагрессивное\". Некоторые основные принципы и механизмы, предложенные представителями поведенческой психологической школы, по-прежнему применимы к программам обучения толерантному поведению.

Когнитивные психологи рассматривают явление толерантности через призму социальных установок, стереотипов и последствий когнитивной дисгармонии, провоцирующей, в частности, субъект агрессивного поведения. Поэтому, С. Московичи утверждает, что общество проявляет конструктивную реальность социальных групп, которая определяет индивидуальное поведение их членов и их субъективное устройство по отношению к положению \"чужих\".

В экзистенциально-гуманистической психологии толерантность трактуется как стремление индивидуума к самореализации. По словам К.Роджерса, личность для гармоничного развития характеризуется открытостью, общностью и независимостью (самодостаточностью), толерантностью к другим и самоуверенностью, гуманизацией - принципом построения межличностных отношений. Тот, кто находится в процессе самореализации, нацелен на взаимодействие с другими людьми, их понимание и принятие, это настоящая терпимость.

E.Фромм разработал несколько систем социальной ориентации человека: неплодотворные и плодотворные. Она включает в себя принятие (принятие удовольствия от внешнего мира), эксплуатацию (принятие удовольствия от внешнего мира с помощью силы и насилия), притяжение (изоляция только удовольствия от себя) и рыночную ориентацию (рассматривая себя как товар). Эффективную социальную ориентацию Фромм ставит перед собой цель развития человека: \"это способность каждого человека, а не умственное и эмоциональное ослабление. \"Итак, человек, по словам Е. Фромм, плодотворный в своей жизни и толерантный, когда ответственный, непредвзятый, активный и умный, чтобы делиться любовью с другими, доверяет другим, активен и свободен.

В работах отечественных психологов необходимо указать исследование X1X-XX вв. где сформулированы основные черты толерантного человека.

Итак, с точки зрения Л.С Рубинштейна, отношения человека с другими людьми, их качественные характеристики являются определяющими для формирования личности:\".На каком основании и как человек устанавливает связи с другими людьми, как он связан с людьми разного социального статуса-высшими и низшими, пожилыми и молодыми, другими половыми людьми и т.д.»

\"Первое условие первой человеческой жизни-это другой человек. Отношение к другому человеку, к человеку является основной тканью человеческой жизни, ее ядром. \"Сердце\" человека-это все, что связано с его отношениями с другими людьми; то, что стоит того, полностью зависит от того, что человек хочет от отношений, от отношений человека, от того, что он может построить для другого человека\".

Позиция С.Л. Рубинштейна, бесспорно, является актуальной и в настоящие дни, особенно в контексте происходящих социально-экономических изменений, а также реформ образования и профессиональных стандартов подготовки специалистов.

Понимание нравственности (толерантности) как системного характера межличностных отношений также встречается в работах Ананиева. Он определяет человеческую жизнь как определенные этапы изменений, связанных с изменением образа жизни и системы человеческих отношений, центром которых является личная мораль.

Именно благодаря творчеству Б. Г. Ананиева, социально-психологическое понимание толерантности, формирует толерантность к различиям и состраданию.

Следует отметить, что определение толерантности как основополагающего принципа построения отношений дается в \"Декларации принципов толерантности\", согласно которой толерантность \"уважает, принимает и правильно понимает богатую и разнообразную культуру нашего мира, формы нашего выражения и проявления человеческой личности\". Она облегчается свободой знания, открытости, общения и мысли, совести и веры. Терпимость-это свобода разнообразия. Это не только моральный долг, но и политическая и юридическая необходимость.\"

В своих исследованиях А. Г.Асмолов отметил, что толерантность имеет зрелую индивидуальность, имеет свои ценности и интересы, одновременно уважая чужую позицию. Он трактует толерантность как норму, определяющую \"сферу защиты различий между населением и общинами в меняющейся реальности\".

По A.G.Существенные допуски, определенные Асмоловым, являются упругими, допусками и допусками. Толерантность, которая возникает в процессе человеческой жизни, становится ценностью для себя и находит себя во взаимодействии с другими людьми.

Г. У. Солдатова рассматривает толерантность \"как проблему и способность кризисных ситуаций активно взаимодействовать с внешней средой, восстанавливать свое нервно-психическое состояние, успешно приспосабливаться, предотвращать конфронтацию и развивать позитивные отношения с самим собой и с миром\".

Вышеизложенное понимание понятия толерантности отражает динамику социально-психологического исследования этого явления-от духовных качеств личности до профессиональной и социальной значимости в системе отношений, осознанной активности, субъективности в процессе личностного и профессионального развития. Однако во всех методах толерантность рассматривается как неотъемлемая особенность, реализуемая в процессе взаимодействия субъектов со значительными различиями. Толерантность специалистов в области психологии и образования как социально-психологический феномен проявляется в профессиональном взаимодействии и определяется отношением индивидуума к толерантным качествам, с одной стороны-к ксенофобскому отношению индивида-с другой.

Заключение

Заключение

Преподавание толерантности имеет первостепенное значение в работе учителя, и, к сожалению, в работе учителя очень важно отсутствие уважения и толерантности. В повседневной педагогической практике часто можно встретить проявление разной степени педагогической нетерпимости-от безразличия к \"собственному мнению\" детей до откровенной и жесткой девальвации и унижения учеников на \"неправильное восприятие\". Постановка данной проблемы определяет актуальность и выбор темы исследования - \"педагогическая толерантность психологического содержания как профессионально значимого качества педагога\".

В результате теоретических и эмпирических исследований были сделаны следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что основные теоретические понятия толерантности развиваются по следующим научным направлениям:

- Понятие толерантности является результатом психофизиологических и средств реагирования на ослабление чувствительности к любым неблагоприятным факторам, снижающим их влияние;

- Толерантность считается психологической стабильностью при наличии депрессии или стресса, возникающей в результате снижения чувствительности к ее повторным воздействиям;

- Феномен толерантности рассматривается с трех позиций: в контексте антропологических проблем \"я и ты\", в аксиологическом аспекте ценностных проблем и в аспекте праксиологии, в частности коммуникативной деятельности;

-С позиции бытия - гуманистический подход, толерантность-это осознанный, содержательный и ответственный выбор человека для проявления, его собственной позиции и деятельности в построении определенных отношений;

- С точки зрения плюрализма, толерантность к психологическому содержанию не может быть сведена к личностным свойствам, характеризующим сложные, многомерные и многокомпонентные явления;

- Принимая во внимание подход к пропаганде секса, можно отметить, что толерантность не может быть просто результатом внешних воздействий: толерантность формируется не столько по мере ее развития, сколько по мере ее развития; помощь в развитии толерантности-это создание условий для развития.

- диалогический подход определяет особый способ толерантных отношений и межличностного общения, общения с другими людьми, как межличностный диалог.

- Толерантность как социальная категория рассматривается Г. Асмолов, Г.Солдатов. Эта концепция основана на уважении и признании равенства, отказе от господства и насилия, признании многообразия и разнообразия человеческой культуры, норм, верований, отказе свести к минимуму единообразие этого многообразия или универсальности любого одного мнения.

2. Анализ и обобщение этих понятий и классификаций типов, форм и уровней толерантности, разработанных на их основе, а также результаты эмпирических исследований позволяют сформулировать определение коммуникативно-педагогической толерантности, обладающей навыками и способностями толерантного взаимодействия с учебным процессом по всем предметам. Воспитательная толерантность-это социальная категория, проявляющаяся в принятии другого человека к установке, сопереживании к пониманию, открытости и доверии к общению. Педагогическая толерантность может быть выражена с помощью социокультурного подхода и обязательно связана с коммуникационным процессом.

3. Комплексная диагностика педагогической толерантности учителей общеобразовательных школ позволяет утверждать, что коммуникативная и педагогическая толерантность являются профессионально значимыми качествами педагогов, способствуют повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Методические условия исследования проблемы толерантности-изучение качеств личности педагога, влияющих на формирование педагогической толерантности, и особенностей восприятия партнера в совместной деятельности.

4. На коммуникативную и педагогическую толерантность влияет низкий уровень тревожности, а также искренность и коммуникабельность отношений с окружающими, эмоциональная вовлеченность, естественность и спонтанность в сочетании с высоким уровнем интеллекта. Уверенный в себе учитель, который проявляет радость, спокойствие и чувство безопасности, помогает принять другого человека, как он есть. Низкий стресс, расслабление, нитростильбены помогают снять напряжение со всех тем учебного процесса.

5. Классификация эмпирических данных позволяет выявить четыре типа личности педагога с высоким уровнем коммуникативной и педагогической толерантности.

6. Коммуникативно-педагогическая толерантность достигла пика в профессиональной деятельности в течение 4-7 лет и 20-40 лет. Доброта-основная составляющая коммуникативно-педагогической толерантности. В то же время, коммуникативно-педагогическая нетерпимость и совокупный характер компонентов опыта работы снижаются, учителя не могут скрыть или хотя бы преуменьшить неприятные чувства, порожденные конфликтом с не-коммуникабельными партнерами, а не понять или принять их

7. У учителей с высокой коммуникативной компетентностью и нормальной толерантностью показатель различий выше, чем у толерантных учителей. Структура личности инклюзивного учителя более методична и целостна. Личностный фактор формирует целостную структуру, противоположную различным структурам толерантности к личностным характеристикам педагога.

8. При оценке личности студента у педагога с высоким уровнем педагогической толерантности используется дифференцированное впечатление. Для преподавателей с высоким уровнем коммуникативности и педагогической толерантности идеалы для учащихся характеризуются активностью, самостоятельностью, инициативностью, а с низким уровнем толерантности-трудолюбием, трудолюбием, тишиной.

В связи с вышесказанным можно с уверенностью сказать, что все поставленные задачи решены, задачи работы полностью достигнуты.

Список литературы

Список используемой литературы

1. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества, смирения // Психологический журнал, 2009. – Т. 20. – №15. – с. 5 – 14.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 2010. – 335 с.

3. Авалуев Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога. Дисс. канд. пед. наук. – СПб., 2013 – 169 с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2015. – 496 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.

6. Андреев В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школы, лицеев, гимназий. – Казань: Эвристика, 2014. – 24 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект-пресс, 2009. – 376 с.

8. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии, 2017. – №16. – с. 23 – 29.

9. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. – М., 2000. – с. 5 – 7.

10. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 2016. – 768 с.

11. Астапов В., Еле П., Маслов О., Пронина Е. Профессиональные страхи учителей // Народное образование, 2015. – №1. – с. 128 – 136.

12. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы // Учебно-методическое пособие. – Псков, 2014. – 94 с.

13. Библер В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование, 2016. – №4. – с. 66 – 73.

14. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2010. – 298 с.

15. Бондырев С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. – М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2015. – 240 с.

16. Вачков И.В. Такие разные учителя или новая типология педагогов // Школьный психолог, 2010. – №3. – с. 8 – 9.

17. Вачков И.В. Уровни профессионального самосознания учителей // Школьный психолог, 2010. – №5. – с. 12 – 13.

18. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. – М.: Академический Проект, 2014. – 240 с.

19. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.

20. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 2001. – 232 с.

21. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 189 с.

22. Заремба Г.Б. Фрустрация в профессиональной деятельности учителя начальной школы и условия ее преодоления. Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2002. – 16 с.

23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 480 с.

24. Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности. Дисс. канд. пед. наук, Красноярск – 2016. – 63 с.

25. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. – ч. 1. – 2007. – с. 7 – 9.

26. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: изд-во Моск. ун-та. 2012. – 94 с.

27. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. Киев, 2010. – №14. – с. 48 – 60.

28. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! – М.: Новая школа, 2016. – 157 с.

29. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: Сфера, 2014. – 120 с.

30. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. Дисс. канд. пед. наук., Курган. – 2014, – 189 с.

31. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания // Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России»: сборник материалов. – М.: ИТАР-ТАСС, 2016. – с. 95 – 97.

32. Кондратьев С.В. Учитель – ученик. – М.: Просвещение, 2004. – 121 с.

33. Кристалл Г. Аффективная толерантность // Журнал практической психологии и психоанализа, 2014. – №3.

34. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: изд-во ун-та, 2010. – 114 с.

35. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя. – М.: Педагогика, 2013. – 104 с.

36. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии, 2017. – №19. – с. 46 – 54.

37. Леонов А.А. Психология общения. М.: Смысл; Академия, 2015. – 368 с.

38. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии, 2015. – №22. – с. 110 – 121.

Примечания

Анитплагиат.ру более 80%

Покупка готовой работы
Тема: «Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально-важного качества учителя.»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 78
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика