Курсовая работа
«Специфика применения базовых теорий мотивации в практике российских организаций»
- 50 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 7
1.1. Понятие и сущность мотивации 7
1.2. Содержательные теории мотивации 10
1.3.Процессуальные теории мотивации 18
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 27
2.1. Специфика деятельности организации ОАО «Татэнерго 27
2.2. Система мотивации в организации ОАО «Татэнерго» 28
2.3. Анализ системы мотивации ОАО «Татэнерго» на основе результатов проведенного анкетирования 33
2.4. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации в организации ОАО «Татэнерго» 38
Заключение 41
Приложение 43
Список использованной литературы и источников 48
Актуальность темы курсовой работы. В настоящее время в мире множество коммерческих организаций, выпускающих однородную продукцию, в том числе к ним относятся и российские организации. Известно, что на рынке среди коммерческих организаций существует жесткая конкуренция, в которой каждая фирма старается проявить себя наилучшим образом. Целью любой коммерческой организации является производство и выпуск качественной и конкурентоспособной продукции, и, на основе этого, получение максимально возможной прибыли.
В такой ситуации в борьбе за потребителя одно из важнейших значений имеет система мотивации, господствующая в определенной организации. Мотивация персонала – это одна из сложнейших функций менеджмента, поскольку здесь основным действующим лицом является личность. Ключевым фактором успеха деятельности любой организации является готовность ее персонала к качественному и своевременному выполнению своих рабочих обязанностей. Важным условием преуспевания компании считается приверженность ее сотрудников целям и идеям компании, личная заинтересованность каждого человека в достижении положительного результата и внесении своего неоценимого вклада.
От системы мотивации, задействованной в компании, зависит не только творческая и социальная активность ее сотрудников, но и конечный результат деятельности организации. Практическое и правильное применение базовых теорий мотивации позволяет удержать в компании высококвалифицированных специалистов, а также привлекать новых, не менее ценных.
Таким образом, проблемы мотивации персонала были, остаются, и, несомненно, будут из наиболее актуальных проблем, имеющих место в любой организации. Мотивация является основополагающим фактором побуждения работников какой-либо организации к высокопроизводительному труду.
Степень научной разработанности темы курсовой работы. Известно, что существует множество теорий мотивации. В современной науке основной классификацией теорий мотивации является их разделение на процессуальные и на содержательные теории мотивации.
К содержательным теориям мотивации относятся работы следующих авторов: А. Маслоу - теория потребностей, К.Альдерфер – теория существования, связи и роста, Д. МакКлелланд - теория приобретенных потребностей, Ф. Герцберг – двухфакторная теория, Процессуальные теории мотивации разработали такие деятели как В. Врум с его теорией ожиданий, Д.С. Адамс с его теорией справедливости, Э. Локк с его теорией постановки целей и Портер и Лоулер с их комплексной теорией мотивации.
Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Живя в современном мире и оглядываясь назад, мы можем видеть процесс эволюции системы мотивации, который начал переходить из метода кнута и пряника в качественно новое направление.
В данной работе были использованы идеи западных специалистов – Т. Амблер , П. Дойл , Ф. Котлер , Б. Мориарти , Дж. Росситер , и др., а так же работы отечественных специалистов: И.Н. Герчиковой , Е.П. Голубкова , А.В. Завгородней , Хруцкова и др.
Цель курсовой работы – определить эффективность применения базовых теорий мотивации в деятельности организации ОАО «Татэнерго» и разработать способы ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
• изучить теоретические основы мотивации;
• рассмотреть специфику деятельности организации ОАО «Татэнерго»;
• проанализировать систему мотивации организации ОАО «Татэнерго»;
• дать рекомендации по совершенствованию системы мотивации в организации ОАО «Татэнерго».
Объект исследования курсовой работы – система мотивации в организации и факторы, влияющие на нее.
Предмет исследования курсовой работы – особенности применения теорий мотивации в организации ОАО «Татэнерго».
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической базой данной работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом, научные труды ученых, которые посвятили свои работы менеджменту, а также периодические издания и монографии по проблемам повышения эффективности мотивации и производительности труда.
Эмпирическую базу исследования составили:
• анализ вторичной информации в сети Интернет;
• анализ монографий, журналов и учебных пособий по менеджменту и управлению персоналом;
• результаты анкетирования сотрудников исследуемого предприятия;
Структура работы. Работа состоит из пяти основных элементов: введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения. Основная часть включает в себя две главы. Первая глава содержит теорию по аспектам мотивации в целом. Во второй главе анализируется деятельность конкретной организации, разрабатываются рекомендации.
2.3. Анализ системы мотивации ОАО «Татэнерго» на основе результатов проведенного анкетирования
Как было отмечено выше, производительность и успех организации напрямую зависят от удовлетворенности и мотивированности ее сотрудников. Для того, что бы выяснить сегодняшнее положение дел с системой мотивации персонала в ОАО «Татэнерго», нами было проведено анкетирование. Было опрощено 14 человек. Анкета состояла из 19 вопросов, которые затрагивали все аспекты базовых теорий мотивации. Рассмотрим подробнее результаты анкетирования.
Более 60 % сотрудников ОАО «Татэнерго» имеют стаж работы в этой организации более пяти лет. Более четверти работают в ОАО «Татэнерго» от двух до пяти лет, и лишь 7 % сотрудников проработали в организации менее от полугода до двух лет. Тех, кто проработал в ОАО «Татэнерго» менее полугода не оказалось. Это достаточно удовлетворительный показатель и говорит о низкой текучести кадров в ОАО «Татэнерго».
Для того, чтобы сотрудники добивались высоких результатов в своей трудовой деятельности, необходимо, чтобы должность, занимаемая ими устраивала их. В ходе анкетирования было установлено, что 50 % опрашиваемых сотрудников скорее удовлетворены получаемой ими заработной платой, чем не довольны. Скорее не удовлетворяет заработная плата, чем удовлетворяет чуть более 20 % респондентов. Примечателен тот факт, что однозначно удовлетворенных и однозначно неудовлетворенных своей заработной платой сотрудников оказалось одинаковое количество – около 15%.
Рис 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас получаемая вами заработная плата?»
Также в процессе мотивации сотрудников огромное значение имеет их удовлетворенность занимаемой ими должностью. По результатам анкетирования более 40% опрошенных устраивает занимаемая ими должность, в то время как тех, кого не устраивает занимаемая ими должность всего около 15 %. Тех, кто ответил «скорее да, чем нет» более 35%, а тех, кто ответил «скорее нет, чем да» около 7%.
На вопрос о важности мотивационного фактора большая часть опрашиваемых (около 80%) ответили, что главным для них является материальный фактор. Не удивительно, ведь не зря оплата труда является наиболее мотивирующим фактором. Только лишь 20% сотрудников предприятия склонны к моральным, т.е. нематериальным факторам.
Далее респондентам было предложено ответить на такой вопрос: «Какие факторы материального мотивирования сейчас действуют на вашем предприятии?». На это респонденты ответили, что на предприятии где они работают, действует система премиальной оплаты труда, двойная оплаты выходного и праздничного дня, а также оплата труда по итогам производительности индивидуального вклада сотрудника.
На исследуемом предприятии действуют следующие факторы психологического мотивирования сотрудников: отпуск в удобное время, публичные поощрения, система льгот для всех сотрудников, возможность роста по карьерной лестнице и возможность обучения.
Для большинства сотрудников (более 40%) работа – это возможность для удовлетворения материальных потребностей. Для 35% респондентов работа – это возможность почувствовать себя социально защищенным. Лишь для 14% сотрудников работа – возможность самовыражения, и для 7% - возможность почувствовать себя успешным. Отметим, что ни для кого из опрашиваемых сотрудников работа не является ни возможностью ощутить себя важным звеном, ни возможность общения с хорошим коллективом, ни возможностью сделать карьеру или использовать свою власть и влияние.
Было установлено, что более 70% респондентов поддерживают с коллегами дружественные отношения. Оставшиеся 30 % респондентов ответили, что скорее дружат с коллегами, чем враждуют. Тех, кто враждует коллегами или держится от них обособленно, не оказалось. Это говорит о благоприятном рабочем климате в ОАО «Татэнерго».
Что касается отношений с начальством, 50% отпрашиваемых ответили, что отношения с начальством нейтральные (практически не пересекаются). Около 30% опрашиваемых отметили, что начальство часто выражает свое недовольство и лишь 20% опрашиваемых признаются, что начальство их хвалит и при необходимости поддерживает.
Для эффективной системы мотивации необходимо, чтобы у персонала была возможность профессионального роста. Поэтому был задан вопрос: «Как Вы считаете, возможно ли ваше продвижение по службе на данном предприятии?». На этот вопрос были получены следующие ответы: более 40% опрашиваемых ответили, что довольны своим рабочим местом и не нуждаются в продвижении. Около 30% опрашиваемых не верят в возможность карьерного роста и лишь 14% опрашиваемых ответили, что повышение по службе периодически происходит. Столько же респондентов выразили надежду на продвижение.
Что касается личностного роста, около 30% опрошенных признались, что работа не дает им возможность личностного роста, и лишь 20% ответили, что личностный рост присутствует. «Скорее да, чем нет» ответили тоже 20% респондентов и, соответственно, «скорее нет, чем да» ответили около 30%. Мы можем сделать вывод. Что организации следует давать своим подчиненным более широкий простор для творческих замыслов, связанных с работой.
Лучше всего стимулирует сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качеств и усилий их работы. В связи с этим нами был предложен вопрос: «Как вы считаете, всегда ли ваши усилия вознаграждаются справедливо?» Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 35% респондентов признались, что руководство никогда не замечает их усилий. Чуть более 40% опрашиваемых ответили, что их усилия вознаграждаются справедливо лишь время от времени, а 14% - лишь при условии того, что они напомнят руководству о своих усилиях и достижениях. Лишь 7% опрашиваемых считают, что их усилия вознаграждаются справедливо.
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как вы считаете, всегда ли ваши усилия вознаграждаются справедливо?»
Так же мы решили выяснить являются ли вознаграждения и поощрения руководства актуальными для сотрудников ОАО «Татэнерго». К сожалению, более 60% опрошенных признались, что не всегда получают желаемое вознаграждение. Вознаграждения и поощрения руководства не удовлетворяют 20% опрошенных. Всего лишь 14% респондентов отметили, что вознаграждения и поощрения руководства приносят им удовлетворение.
Если говорить о справедливости получаемого сотрудниками ОАО «Татэнерго» вознаграждения, то, по результатам анкетирования, справедливое вознаграждение за свои труды получают лишь 7% опрошенных. Четверть опрашиваемых считают, что среди их коллег есть такие, кто получает большее вознаграждение за меньшие или равные труды. Еще четверть респондентов не знает, какая зарплата у их коллег. Большинство опрашиваемых (более 35%) не задумывались над вопросом справедливости получаемого вознаграждения.
Далее мы узнали, чувствуют ли себя сотрудники ОАО «Татэнерго» приверженными целям своей организации. В результате, более 50% респондентов считают, что работают ради достижения благой цели организации, у 28% опрашиваемых нет подобного чувства, и лишь 14% опрашиваемых признались, что им скорее важны свои цели, чем цели организации.
Большинством опрашиваемых оказались женщины – более 80%. Возрастной состав работников ОАО «Татэнерго» самый разнообразный, однако больше всего сотрудников в возрасте от 35 до 45 лет – более трети опрашиваемых. Чуть более четверти опрашиваемых в возрасте от 45 до 55 лет, 20% в возрасте от 25 до 35 лет и лишь 14% в возрасте от 18 до 35 лет. Это говорит о том, что средний возраст работников ОАО «Татэнерго» составляет примерно 35 лет, что. По нашему мнению, несет в себе существенный плюс.
Добавим, что все опрашиваемые имеют высшее образование. Если говорить об уровне должности, следует отметить, что более 89% респондентов являются специалистами, осташаяся же часть – инженерно-технические работники (ИНР). Среди опрашиваемых не оказалось руководителей высшего или низшего звеньев.
Анализируя ситуацию в ОАО «Татэнерго», у нас сложилось некоторое устойчивое представление о системе мотивации сотрудников в данной организации. В завершение хотелось бы предложить рекомендации по совершенствованию системы мотивации на исследуемой организации.
По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.
2. Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. Основными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера – Лоуера.
Основными слабыми сторонами существующей системы материальной мотивации труда работников ОАО «Татэнерго» являются следующие аспекты:
• размер заработной платы, так как сотрудники организации выразили недовольство своей заработной платой.
• некоторые работники считают, что вознаграждение выплачивается не совсем справедливо.
• не уделяется внимание дополнительно отработанному времени персонала, что значительно снижает заинтересованность и производительность.
На первый взгляд, изучение особенностей мотивации работника кажется простым и очевидным делом. Создается впечатление, что достаточно менеджеру определить доминирующие потребности подчиненного – и он сможет легко определить тот тип рабочих заданий и такие условия, которые смогут наилучшим образом заинтересовать работника в достижении конечных результатов и мотивировать на работу с высокой отдачей. Однако на практике воздействие на мотивацию персонала является намного более сложной задачей.
Руководителям, желающим воздействовать на трудовую мотивацию своих подчиненных, недостаточно оценить и понять их доминирующие потребности, необходимо создать такие условия, которые будут повышать уровень трудовой мотивации работников и степень их заинтересованности в достижении высоких рабочих результатов.
Мы надеемся, что предложенные нами рекомендации позволят ОАО «Татэнерго» выйти на новый, более высокий уровень развития будут способствовать совершенствованию ее системы мотивации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби. - Изд-во Проспект. – 2006. – 506 с.
2. Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. —670 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 596 с.
4. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. –272 с.
5. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/ Науч. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.
6. Классики менеджмента/ под ред. М.Уорнера/ Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.: ил. – (Серия «Бизнес-класс»).
7. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.— 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005.— 560 с. — («Gaudeamus»)
8. Макклелланд Д. Мотивация человека. Пер с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
9. Маслоу Абрахам «Мотивация и личность»/ пер. с англ. – СПб: Евразия, 1999. – 478 с.
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М: Дело, 2002. – 704 с.
11. Основы менеджмента: учеб. Для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 2005. – 376 с.
12. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 556 с.
13.Теоретические основы менеджмента: Конспект лекций / Н.В. Комарова. – М.: Доброе слово, 2005. – 64 с.
14.Шапиро С.А. Мотивация: учебник. - М.: «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2008. – 224 с.
14. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации/ пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»)
15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание,объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с.
16. Годовое собрание акционеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.akm.r*/rus/news/2008/may/23/ns_2338507.htm. - Загл. с экрана.
17.Социальная сфера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.tatenergo.r*/print.jsp?fl=2&id=8089. – Закл. с экрана.
18.Кадровая политика в период реформирования отрасли// Наша энергия [Электронный ресурс].Режимдоступа: h**t://w*w.tatenergo.r*/nasha_energiya/2005-02/art07.jsp. - Загл. с экрана.
Тема: | «Специфика применения базовых теорий мотивации в практике российских организаций» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 50 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОгИЙ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Дипломная работа:
Методика подготовки учителя информатики к применению электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности
Дипломная работа:
Методика подготовки учителя информатики к применению электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности
Курсовая работа:
Социально-культурные технологии социальной работы
Дипломная работа:
Интернационализмы в английском языке и их изучение в средней общеобразовательной организации