Контрольная работа

«Конституционное право зарубежных стран, КПЗ00, вариант 1»

  • 34 страниц
Содержание

Вопросы 1 - 3. Общее задание.

Сделайте сравнительно-правовой анализ:

1) нормативных и ненормативных актов, издаваемых президентами зарубежных стран (например, в зависимости от формы правления).

2) решения вопросов частной собственности, в том числе на землю, недра, воды, растительный и животный мир в конституциях зарубежных стран (не ограничиваясь конституциями стран Европы и США)

3) конституционного решения вопросов взаимоотношений церкви и государства в зарубежных странах (не ограничиваясь ситуациями провозглашения светского государства.

Выделите общее и особенное. Какие, при этом, параллели можно провести с российским законодательством?

Вопросы 4 - 5. Общее задание.

Сделайте сравнительно-правовой анализ конституционной регламентации:

1) политических прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах разных регионов (например, Европы и Азии, Европы и Латинской Америки, Азии и Африки и т.п.);

2) вопросов обороны и использования вооруженных сил в зарубежных государствах Европы, Азии и Африки.

Выделите общее и особенное. Какие тенденции существуют в данных областях?

Вопрос 6.

Институт контрасигнатуры в конституциях зарубежных стран: общее и особенное. Как в данном случае решается вопрос об ответственности главы государства? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Вопрос 7.

Сделайте сравнительно-правовой анализ основных форм парламентского контроля зарубежных стран с различными формами правления. Выделите общее и особенное. Какой опыт зарубежных стран в области выработки оптимальных форм, методов и механизмов реализации парламентского контроля целесообразно применять в практике Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Вопрос 8.

Сделайте сравнительно-правовой анализ конституционного регулирования экономики в европейских странах по следующим направлениям:

1) рыночное регулирование;

2) государственное регулирование (централизованное прогнозирование, планирование, программирование экономических и социальных процессов).

Выделите общее и особенное. Какие, при этом, можно провести параллели с Российской Федерацией? Какой опыт зарубежных стран в данных вопросах целесообразно применять в Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Вопрос 9.

В некоторых странах президенты (главы государств) наделены такими полномочиями, которые превращают провозглашенный их конституциями принцип разделения властей в иллюзию, и, напротив, в отдельных монархиях конституционное устройство государства реально основано на этом демократическом принципе. Могут ли данные обстоятельства говорить о республиканских монархиях и монархических республиках? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Вопрос 10.

Проект Конституции Европейского Союза: общая характеристика и проблемы принятия. Почему, по вашему мнению, планируется принятие именно Конституции, а не заключение соответствующего международного многостороннего договора? Аргументируйте свой ответ.

Фрагмент работы

Вопросы 4-5. Общее задание:

Сделайте сравнительно-правовой анализ конституционной регламентации:

1) политических прав, свобод и обязанностей в зарубежных странах разных регионов (например, Европы и Азии, Европы и Латинской Америки, Азии и Африки и т.п.);

Ответ:

Политические права, свободы и обязанности в зарубежных странах

На примере Европейских стран На примере Японии

В конституциях большинства европейских государств закреплен довольно широкий круг политических прав и свобод. Это, как уже говорилось выше, комплексное право участвовать в управлении обществом и государством (а в ряде случаев оказывать решающее влияние на политику); это - право избирать и избираться (то есть активное и пассивное избирательное право), а также право участвовать в процедурах непосредственной демократии; право занимать государственные должности и выполнять публичные функции; право создавать общественные объединения, ассоциации и, главное, политические партии; свобода собраний, митингов, манифестаций; право на информацию, или свобода информации, включающее в себя целый ряд прав и свобод, в том числе право на получение информации, имеющей общественное значение; право петиций; право критики публичных учреждений и должностных лиц; право (и обязанность) защиты Отечества. Особое место в перечне политических прав и свобод занимают право на со-противление и право убежища.

Право участвовать в управлении обществом и государством, как уже говорилось выше, в качестве единого комплексного права формулируется в конституциях довольно редко. Таков подход португальской Конституции: "Все граждане имеют право принимать участие в политической жизни и в решении общественных вопросов, стоящих перед страной, непосредственно или через законно избранных представителей" (ст. 48).

В большинстве же конституций это право прямо не закреплено, однако изучение соответствующих норм позволяет сделать вывод, что оно являет собой совокупность различных прав и свобод: право выполнять общественные функции и занимать государственные должности, избирать и избираться, требовать информации о положении дел в стране и регионе, право критики деятельности государственных органов, должностных лиц, политических партий и т.д.

Право избирать и избираться, а точнее, избирательные права граждан (по общему правилу) - это ряд прав, обеспечивающих возможность непосредственного участия в формировании выборных органов публичной власти (и наделении полномочиями выборных должностных лиц), а также возможность участия в процедурах прямой демократии. В Конституции Казахстана, например, записано: "Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления." (ст. 33).

В ряде конституций избирательными правами наделяются не только граждане. "Каждый финляндский гражданин и каждый иностранец, постоянно и законно проживающий в Финляндии, имеет право участвовать в коммунальных выборах и коммунальном референдуме в соответствии с постановлениями закона", - гласит _ 16 Конституции этой страны.

Что касается процедур прямой демократии, то в конституциях предусмотрен ряд прав граждан по участию в них: это, во-первых, право участия в принятии решения референдумом; во-вторых, право требовать назначения референдума; в-третьих, право ставить вопрос об отзыве депутата и иного выборного лица и принимать об этом решение; в-четвертых, право законодательной инициативы (так называемая народная инициатива) и т.д.

"Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения." - записано в ст. 37 Конституции Беларуси. При этом чрезвычайно важно, что принятое избирательным корпусом решение на референдуме имеет обязательную силу и, как правило, не подлежит утвер-ждению или отмене соответствующими органами. Так, в соответствии с Конституцией Беларуси "решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума." (ст. 77); согласно Конституции Франции, ее пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом (ст. 79).

"Референдум может проводиться в результате инициативы граждан по их обращению в Ассамблею Республики." - говорится в ст. 115 Конституции Португалии. "Народ осуществляет законодательную инициативу путем внесения от имени не менее чем 50 000 избирателей предложения, составленного в форме постатейного проекта", - установлено в ст. 71 Конституции Италии.

Что касается отзыва, то, согласно ст. 72 Конституции Белоруссии, например, инициатива его возможна при постановке вопроса не менее чем 20% избирателей, проживающих на соответствующей территории, а голосование по вопросу об отзыве проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутатов.

Право выполнять публичные функции и занимать государственные должности закреплено во многих конституциях (Австрии, Азербай-джана, Андорры, Беларуси, Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Испании, Италии, Казахстана, Латвии, Литвы, Македонии, Молдовы, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, России, Сан-Марино, Словакии, Турции, Украины, Хорватии, Чехии, Финляндии, Франции, а также Румынии и Эстонии (хотя и в своеобразной формулировке).

Это право (а точнее, ряд прав) может осуществляться только гражданами "своего" государства (хотя в соответствии с некоторыми конституциями возможны и исключения). Так, в Конституции Греции записано, что ". только греческие граждане допускаются к исполнению любых государственных функций, за исключением предусмотренных специальными законами" (абз. 4 ст. 4).

Несколько иной подход имеет место в Конституции Эстонии, где говорится, что "должности в государственных учреждениях и местных самоуправлениях на основаниях и в порядке, установленном законом, заполняются гражданами Эстонии. В соответствии с законом эти должности в виде исключения могут занимать также граждане иностранных государств и лица без гражданства" (ст. 30).

Особенностью Конституции Румынии является закрепление в ней положения о том, что публичные функции и должности могут исполнять лица, имеющие только румынское гражданство (то есть не являющиеся бипатридами и т.п.) и местожительство в стране (абз. 3 ст. 16).

В ряде конституций (например, Андорры, Словакии, Украины) четко провозглашается равенство возможностей при осуществлении таких прав*(33), в некоторых (например, Беларуси, Венгрии, Германии, Турции) при этом речь идет также об учете склонностей, способностей, профессиональной квалификации.

В Конституции Португалии имеется отдельная статья 47, закрепляющая право всех граждан "поступать на государственную службу на условиях равноправия и свободы, как правило, на конкурсной основе" (абз. 2).

Право на объединение, создание союзов и ассоциаций записано практически во всех ныне действующих европейских конституциях. Ряд из них предоставляет это право только "своим" гражданам или подданным*(34) (Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Италия, Казахстан, Литва, Люксембург, Македония, Молдова, Монако, Португалия, Румыния, Украина, Хорватия, Швеция), остальные - всем, каждому находящемуся на территории страны.

Примером первого подхода служит норма уже упоминавшегося австрийского закона 1867 г.: ".Австрийские граждане имеют право . создания объединений" (ст. 12), второго - положения Конституции Азербайджана, гласящие, что:

"1. Каждый обладает правом свободно объединяться с другими.

2. Каждый обладает правом создавать любое объединение, в том числе политическую партию, профессиональный союз и другое общественное объединение, или вступать в уже существующее объединение" (ст. 58).

В большинстве конституций закреплен принцип свободного создания объединений, в ряде из них предусмотрены отдельные ограничения и даже возможность роспуска не отвечающих требованиям конституции и законов союзов и ассоциаций.

Важнейшим из этой группы прав является право создавать (образовывать) политические партии.

В ряде конституций прямо сформулировано такое право граждан*(35) (Андорра, Армения, Грузия, Италия, Литва, Македония, Молдова, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Турция, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония). "Граждане Украины, - говорится в ст. 36 ее Конституции, - имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов: Членами политических партий могут быть только граждане Украины.".

В других конституциях это право прямо не записано, однако путем толкования их норм можно прийти к выводу о том, что такое право у граждан данного государства (и не только у них) имеется. Примером подобного подхода является Конституция Франции, в ст. 4 которой сказано, что "политические партии и группировки создаются и осуществляют свою деятельность свободно".

В конституциях определяются место и роль политических партий в обществе и государстве, принципы, на которых они могут создаваться и функционировать. Так, в ст. 6 Конституции Испании записано, что "политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма конкурируют в процессе формирования и выражения воли народа и служат основным инструментом участия в политической жизни. Их создание и деятельность являются свободными в рамках Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими".

Вместе с тем, провозглашая свободу создания политических партий, конституции четко определяют рамки для их образования и функционирования. "Политические партии и группировки должны соблюдать принципы национального суверенитета и демократии", - говорится в ст. 4 Конституции Франции. Внутренняя организация партий, согласно Основному Закону ФРГ, должна соответствовать демократическим принципам; они должны представлять публичный отчет об источниках и расходовании своих средств, а также о своем имуществе (ст. 21). В соответствии с Конституцией Хорватии ".партии организуются по территориальному принципу" (ст. 6). Во многом аналогичной (по смыслу) является норма ст. 37 Конституции Украины, определяющая, что "не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, . на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях".

В Конституции Венгрии (абз. 3 _ 3) четко установлено, что "партии не могут непосредственно осуществлять государственную власть. В соответствии с этим ни одна партия не может осуществлять управление ни одним государственным органом. В интересах разделения партий и государственной власти закон должен определить те государственные посты и должности, которые не может занимать член партии или служащий".

Применительно к партиям, не отвечающим требованиям конституций, предусмотрены положения о признании их антиконституционными и о запрете их создания и деятельности. Так, в Основном Законе ФРГ записано, что "партии, которые по своим целям или действиям своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование." государства, антиконституционны (абз. 2 ст. 21). А в Конституции Италии установлено, что "запрещается восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии" (п. XII переходных и заключительных постановлений).

Применительно к свободе информации, этому условному обозначению целой группы свобод и прав (свобода слова, свобода выражения мнений, свобода печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свобода распространения информации и др.) хотелось бы специально остановиться на закрепленном в ряде конституций (Албании, Беларуси, Болгарии, Молдовы, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии) праве на получение информации, имеющей общественное значение. Так, в ст. 23 Конституции Албании (помещенной в главе о личных свободах и правах) записано, что "каждый (здесь и далее выделено мною. - С.Н.) имеет право, в соответствии с законом, получать ин-формацию о деятельности государственных органов, а также о государственных служащих.". В ст. 34 Конституции Беларуси установлено, что "гражданам : гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.".

Особенностью Конституции Молдовы является норма об обязанности властей (в соответствии с их компетенцией) ".обеспечивать достоверное информирование граждан об общественных делах" (абз. 2 ст. 34).

В Конституции Румынии закреплено право лица на доступ к любой информации, представляющей публичный интерес, и обязанность публичных властей обеспечивать граждан правильной информацией о публичных делах (абз. 1 и абз. 2 ст. 31).

Отметим, что впервые (из ныне действующих конституций) это право, хотя и в очень своеобразной формулировке, было записано во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: "15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица во вверенной ему части управления".

Следует отметить, что при реализации данного права должны соблюдаться нормы об охране государственной (и иной) тайны. "Право на информацию не должно наносить ущерб мерам, направленным на защиту граждан, или национальной безопасности", - записано в абз. 3 ст. 34 Конституции Молдовы.

С правом на получение информации связано, на наш взгляд, право на критику, записанное в некоторых конституциях (Азербайджан, Албания, Литва). "Гражданам гарантируется право критиковать работу государственных учреждений или должностных лиц, обжаловать их решения. Преследование за критику запрещается", - закреплено в ст. 33 Конституции Литвы.

Очень редко закрепляется в современных конституциях право на сопротивление. Следует отметить, что в Европе данное право было впервые провозглашено во французской Декларации 1789 г.: "Цель каждого государственного Союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению" (ст. 2)*(36).

В принятых после Второй мировой войны конституциях (и особенно в конституциях посттоталитарных стран) речь идет о праве на сопротивление как о принадлежащей гражданам возможности защищать конституционный строй своего государства в случае, если не могут быть использованы предусмотренные конституцией меры и способы (Германия, Словакия, Чехия, Эстония). Так, в ст. 32 Конституции Словакии записано, что "граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто посягает на демократический порядок осуществления основных прав и свобод человека, предусмотренных настоящей Конституцией, если деятельность конституционных органов и действенное использование средств, предусмотренных законом, оказываются невозможными". Аналогичная норма закреплена в ст. 23 чешской Хартии. А согласно Конституции Азербайджана, право каждого гражданина - "самостоятельно оказывать сопротивление попытке мятежа против государства или государственного переворота" (абз. II ст. 54).

Большим своеобразием отличаются положения ст. 21 Конституции Португалии, предоставляющие это право не только гражданам, но и всем, кто (законно) находится на территории страны, для защиты их прав, свобод и гарантий, а также - от агрессии: "Каждый пользуется правом оказывать сопротивление любому приказу, который наносит ущерб его правам и свободам и их гарантиям, а также применять силу для отпора любой агрессии, если невозможно обратиться к представителям власти".

Особенностью Конституции Хорватии является провозглашение в ней близкого к праву на сопротивление "права всех граждан на публичный протест" (ст. 42)*(37). В Конституции Азербайджана закреплена норма, устанавливающая, что "никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, противоречащих Конституции и законам Азербайджанской Республики" (ст. 79). А в Конституции Украины четко записано, что "никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы" (ст. 60).

Применительно к праву убежища хотелось бы отметить, что оно означает предоставление государством укрытия на своей территории (или в своем дипломатическом представительстве на иностранной территории), то есть возможность въезда и пребывания, лицу, преследуемому в другом государстве по политическим, религиозным или иным мотивам. В отличие от всех иных политических прав такая возможность предоставляется только гражданам других государств или лицам без гражданства.

Значительная часть ныне действующих европейских конституций (Азербайджана, Албании, Болгарии, Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Италии, Македонии, Молдовы, Польши, Португалии, России, Румынии, Словакии, Словении, Украины, Франции, Хорватии, Чехии) четко закрепляет это право.

Путем толкования соответствующих норм конституций Греции и Мальты можно прийти к выводу, что такое право предусмотрено и в них. Так, в Конституции Греции записано, что "запрещается выдача иностранца, преследуемого за свою деятельность во имя свободы." (абз. 2 ст. 5), а в Конституции Мальты - "никакое лицо не должно быть выдано за преступление политического характера" (абз. 2 ст. 43).

В части Основных законов сформулированы условия предоставления такого права, его сущность, гарантии и ограничения.

По мнению ряда ученых*(38) суть права убежища состоит в том, что это право включает в себя как нахождение на территории конкретного государства, так и отказ в выдаче лиц, получивших политическое убежище. На наш взгляд, невозможность (точнее, запрет) выдачи таких лиц является скорее гарантией реализации данного права. Так, в абз. 2 ст. 47 Конституции Грузии закреплено само право убежища: ".в соответствии с общепризнанными нормами международного права . Грузия предоставляет убежище иностранцам и лицам без гражданства". А в следующем абзаце этой статьи устанавливается, что "запрещается выдача другому государству беженцев, преследуемых за политические убеждения", то есть записывается гарантия данного права.

Примеры формулирования сущности права убежища, оснований или условий его предоставления можно найти в целом ряде конституций (Венгрия, Грузия, Германия, Италия, Македония, Португалия и другие). Так, согласно Конституции Венгрии ". в Венгерской Республике - в соответствии с условиями, определенными в законе, - обеспечивается право убежища тем иностранным гражданам, равно как и лицам без гражданства, которые в стране их пребывания преследуются по расовым, религиозным, национальным, языковым или политическим причинам или их опасения относительно преследований являются обоснованными - если ни страна их происхождения, ни какая-либо иная страна не обеспечивают их защиту" (абз. 1 _ 65).

Вместе с тем некоторые конституции четко предусматривают и возможности ограничения этого права. Согласно ст. 16а Основного Закона ФРГ это касается лиц, прибывших из государств-членов ЕС или иных государств, в которых обеспечено действие Конвенции о статусе беженцев и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Специальный закон должен определить список государств, в которых нет политических преследований, бесчеловечных либо унизительных наказаний или обращения и т.д. А в Конституции Испании однозначно установлено, что ".террористические акты не являются политическими преступлениями" (абз. 3 ст. 13).

Применительно к политическим обязанностям следует отметить, что ряд конституций (Австрия, Албания, Босния и Герцеговина, Германия, Исландия, Латвия, Лихтенштейн, Македония, Мальта, Монако, Словения, Швеция) вообще не содержит положений о политических обязанностях.

Круг закрепленных в остальных конституциях политических обязанностей весьма узок; причем, на наш взгляд, следует различать две их категории: обязанности, распространяющиеся на всех граждан (и, иногда, неграждан) конкретного государства, и обязанности отдельных категорий граждан (должностные лица, избиратели и т.п.).

Все граждане, согласно конституциям, должны: соблюдать конституцию и законы своей страны*(39) (Азербайджан, Беларусь, Болгария, Грузия, Испания, Италия, Казахстан, Россия, Румыния, Турция, Украина, Хорватия). В Конституции Эстонии записано, что долг каждого гражданина - быть верным конституционному строю, а все иностранцы и лица без гражданства обязаны соблюдать конституционный строй государства (ст. 54 и 55).

В ряде конституций речь идет об обязанности всех граждан быть верными, преданными своему государству (Азербайджан, Ирландия, Италия, Польша, Румыния, Сан-Марино, Эстония). Так, в ст. 74 Конституции Азербайджана записано, что "верность Родине священна" (абз. 1); аналогичное положение записано и в Конституции Румынии (абз. 1 ст. 50). "Преданность народу и верность государству являются основными политическими обязанностями всех граждан", - говорится в абз. 2 ст. 9 Конституции Ирландии. "Обязанностью польского гражданина является верность Республике . и забота об общем благе" - ст. 82 Конституции Польши.

Особенностью Конституции Азербайджана является установление в ней обязанности каждого гражданина уважать государственные символы Республики - ее флаг, герб и гимн (ст. 75). Аналогичная обязанность записана и в Конституции Казахстана (абз. 2 ст. 34). Подобная норма есть и в Конституции Украины (ст. 65).

В большинстве конституций установлена обязанность граждан (в основном мужчин) защищать свое Отечество. "Защита Родины - долг каждого гражданина", - записано в ст. 76 Конституции Азербайджана. "Защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь", - говорится в ст. 57 Конституции этой страны. В ст. 81 Конституции Дании записано, что ".каждый взрослый мужчина, способный носить оружие, должен лично исполнять долг по защите своей страны.".

Особенностью Конституции Турции является норма о том, что "служение Отечеству" (по смыслу ее ст. 72 - несение службы в вооруженных силах и государственных органах) - "право и обязанность каждого турка".

Конституции Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Украины закрепляют норму об уважении прав, свобод, чести, достоинства других лиц*(40); Беларуси и Болгарии - их законных интересов; Беларуси - национальных традиций.

В ряде конституций речь идет о политических обязанностях должностных лиц. "Граждане, которым доверены государственные функции, обязаны выполнять их дисциплинированно и достойно", - гласит ст. 54 Конституции Италии.

В некоторых европейских конституциях (Бельгия, Греция, Италия, Португалия) закреплена обязанность избирателя принимать участие в голосовании на выборах (то есть содержатся положения о так называемом обязательном вотуме). Так, в ст. 62 Конституции Королевства Бельгия установлено, что "голосование является обязательным и тайным."; в ст. 51 Конституции Греции говорится, что "осуществление избирательных прав является обязательным."; в Конституции Италии подчеркивается, что осуществление избирательного права "является гражданским долгом" (ст. 48).

Конституция Японии основыва-ется на принципе «уважения человеческой личности» и предусматривает, что «все люди равны перед законом и не должны подвергаться дискриминации в по-литической, экономической и социальной областях по признаку расы, вероисповедания, пола, социального положения или семейного положения» (ст. 14 Конституции). Эта статья явля-ется гарантией равенства всех людей перед законом. Соблюдение принципа равенства обязательно для всех ветвей власти. Кроме того, в Конституции особо подчеркивается, что стабиль-ность и развитие правового государства должны поддерживаться постоянными усилиями народа («Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупот-реблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благо-состояния» (ст. 12).

Конституция 1947 г. гарантирует «нерушимость и вечность» основных прав граждан (ст. 11, 97). Основные права и свободы рас-сматриваются как абсолютные и присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания Парламентом соответствующего закона. Помимо уже упомянутого принципа равенства, Конституция особо оговаривает равенство мужчин и женщин, равенство в браке (ст. 24) и равенство при замещении государственных постов (ст. 44).

В японской Конституции под-робно отражены все три группы прав и свобод граждан: личные, политические; экономические; социальные и культурные права и свободы.

Личные права и свободы предоставляют конституционную защиту частной жизни граждан, сво-боду человека от неправомерного вмешательства государства. Право на «жизнь, свободу и стремление к счастью» закрепляет ст. 13. Право на жизнь дополняется в ст. 36, запрещающей применение пыток и жестоких наказаний, и в ст. 31, гласящей, что «никто не может быть лишен жизни и свободы или быть подвергнут какому-либо наказанию иначе как в соответствии с процедурой, установленной законом». Право на жизнь включает в себя право на безопасность и право на здоровую окружающую среду, которые формально не закреплены в Конституции, но признаются в Японии как «права нового поколения».

Право на свободу мысли и совести закреплено в ст. 19 и предполагает свободу от идеологического контроля. Япония является светским государством. Статья 20 устанавливает свободу рели-гии, а также закрепляет норму, согласно которой «ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью. Государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозного обучения и какой-либо религиозной деятельности».

Конституция закрепляет непри-косновенность жилища и тайну частной жизни (ст. 35), преду-сматривает свободу передвиже-ния и поселения (ст. 22). Кон-ституция Японии в достаточно широком объеме устанавливает уголовно-правовые и процессу-альные гарантии личных прав и свобод. Так, никто не может быть арестован без должных оснований (ст. 34), арест может производиться только при наличии приказа компетентного работника органов юстиции (ст. 33). Конституция Японии содержит гарантию от самообвинения (ст. 38) и в несколько усеченном виде закрепляет презумпцию невиновности (ст. 31, 32 и 38). Статья 37 устанавливает право на юридическую помощь. Консти-туция содержит норму, согласно которой закон не имеет обратной силы, а также нельзя быть дважды судимым за одно преступление. Важными процессуальными гарантиями являются право на быстрое и открытое разбира-тельство и право на беспристрастный суд.

Конституция Японии предоставляет гражданам избирательное право (ст. 15, 44, 93) и право подачи «мирных петиций» (ст. 16), причем в основном законе обозначен круг вопросов, по которым может быть подана петиция. К ним относятся: возмещение ущерба; смещение публичных должностных лиц; введение, отмена или исправление законов, указов или предписаний; а также по другим вопросам.

К политическим свободам относится свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений (ст. 21),

Понимание социально-экономических прав и свобод тесно связано с концепцией со-циального государства, ядром которой является принцип от-ветственности государства за обеспечение развития общест-венного благосостояния, соци-ального обеспечения и народного здравия. Эти идеи нашли свое отражение в ст. 25 Конституции. Важным элементом правового статуса индивида является частная собственность, причем право частной собственности признается в Японии как со-циально обусловленное, т. е. оно не должно противоречить общественному благосостоянию (ст. 29). Конституция предусматривает право на труд (ст. 27), запрет принудительного труда (ст. 18) и эксплуатации детей. Гаран-тируется право трудящихся на создание профсоюзов, право на коллективные переговоры и другие действия (ст. 28). Также Конституция содержит право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на обра-зование, в том числе бесплатное обязательное (ст. 26), и свободу научной деятельности (ст. 23). Конституционные права и свободы находятся в тесной связи с обязанностями. Как уже упоминалось, ст. 12 устанавли-вает, что «права и свободы, га-рантируемые народу Конститу-цией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа». Конституция Японии обязывает своих граждан платить налоги (ст. 30), трудиться (ст. 27), обеспечивать получение обяза-тельного образования детьми, находящимися на попечении (ст. 26).

При этом предусматривается ограничение прав и свобод в интересах «общественного благополучия» (ст. 12 и 13). Концепция «общественного благополучия» имеет четкое толкование, поэтому если правительство вводит ограничения прав и свобод, то они должны опираться на действующее законодательство. Таким образом, концепция «общест-венного благополучия» не предполагает необоснованного ограничения прав человека и позволяет в равной степени уважать права и свободы каждого.

Покупка готовой работы
Тема: «Конституционное право зарубежных стран, КПЗ00, вариант 1»
Раздел: Конституционное право зарубежных стран
Тип: Контрольная работа
Страниц: 34
Цена: 100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика